«Рядом с нами» — Георгий Юматов в роли плохого парня!

Этот фильм не является шедевром, хотя бы потому, что в нём …чересчур много сюжетных линий и все они требовали развития, как главные, а это было бы невозможно. Вместе с тем, социальная драма «Рядом с нами» (1957) – интересная и даже уникальная киноработа. Во-первых, здесь много знаковых исполнителей, как молодых, начинающих, так и зрелых.

Во-вторых, сразу два актёра, которых мы привыкли видеть в ролях положительных героев, тут выступают в образах «плохих парней». В-третьих, съёмки проводились в том же Запорожье, где происходило действие «Весны на Заречной улице» (1957), хотя, по сюжету завод расположен на Алтае.

В-четвёртых …а вот об этом чуть позже. Фильм режиссёра Адольфа Бергункера – типичная «оттепельная» вещь. Два друга-москвича – технарь и гуманитарий едут работать в некий город, где почти всё население трудится на заводе (на градообразующем предприятии).

Выпускник Бауманки — Николай (Леонид Быков) распределяется непосредственно в цех, а парень с журфака МГУ – Андрей (Иннокентий Смоктуновский) принимает бразды правления в редакции заводской многотиражки.

Они оба сталкиваются с местным «королём» — токарем-передовиком Яшей Миловидовым (Георгий Юматов), который так зазнался, что считает себя центром вселенной. Вся производственная жизнь крутится вокруг Яши, а других работников почти никогда не поощряют.

Кстати, это была реальная проблема – хорошему работнику, обладавшему (как правило) удачной внешностью, делали мощный пиар, выдвигая на первый план, точно солиста в опере. С ним носились, его ублажали, ему прощали даже мерзкое поведение.

И вот ещё что! Такому стахановцу «с обложки» никогда не давали новых заданий, которые могли бы снизить его плановые показатели, так как всё новое даётся медленнее, чем обкатанное. Миловидовы в режиме благоприятствования давали 150 %.

Все в курсе, что славу Яшеньке Миловидову, по факту, создал бывший главред многотиражки – Чумов (Николай Рыбников), этакий скользкий карьерист, говорящий заученными лозунгами – когда с ним «расстаются» в газете, он становится инструктором райкома ВЛКСМ. Непотопляемый и вечный!

Да, вернёмся к Яше Миловидову – именно его линия, по сути, главная. У него есть девушка Тоня Ковригина (Клара Лучко), но встречаются они в каком-то сарае – Миловидов скрывает эту связь (впрочем, все давно в курсе). Именно связь, а не флирт или, там, дружбу с элементами любви.

Ковригина истово любит парня, а тот пользуется ею. Во время одного из свиданий Тоня признаётся, что ждёт ребёнка и не собирается избавляться от него. Разумеется, красавчик-гад суетится, предлагает деньги на прерывание беременности, злится, причём не на себя, а потом начинает …избегать свою возлюбленную.

Далее он и вовсе говорит ей, что, быть может, не имеет к этому отношения: «Девчат послушать, так все дети – мои». После такой фразы героиня Лучко бежит топиться. В советском кино редко показывали самоубийства (или их попытки, как здесь), если речь заходила о современниках, да ещё комсомольцах.

Это раньше топились от безысходности, а нынче для этого поступка нет «социальной базы». По счастью, Тоня выжила, родила, и коллектив завода собрал её малышу «приданое». Миловидов же стал пить, от него отвернулись все приличные люди, а сам он с побитым видом приплёлся смотреть на материнское счастье брошенной им женщины.

И что-то мне подсказывает, что примирение тут невозможно! Да, насчёт «в-четвёртых»! Какую же ещё изюминку таит в себе этот фильм? Помните в 1-й серии киноленты «Москва слезам не верит» (1979) мы наблюдаем диалог Георгия Юматова с Иннокентием Смоктуновским, которые играют сами себя? Это разговор двух приятелей.

Так вот, артисты подружились именно на съёмках «Рядом с нами», да и сюжет «Москвы…» в некоторых деталях напоминает эту забытую киноленту – есть там и разговор о том, что «наладчиков нынче мало», и тема оставленной девушки / не девушки, и в одной из сцен героиня Лучко, лежит, отвернувшись от всего мира, как впоследствии Катя Тихомирова.

Во второй половине 1950-х стали часто говорить о таких юных барышнях, остающихся матерями-одиночками, даже мелодраму «Человек родился» (1956) сняли, где попытались сказать, что …всё не так уж и страшно… В общем, «Рядом с нами», являясь проходным и типичным творением своего времени, интересен, как …артефакт.

Оцените статью
«Рядом с нами» — Георгий Юматов в роли плохого парня!
«Влюблён по собственному желанию»: почему Олег Янковский отказался сниматься в продолжении фильма