Рязанов называл этот фильм одним из самых сложных за всю свою фильмографию: как снимали картину «О бедном гусаре замолвите слово»

«О бедном гусаре замолвите слово» – это, пожалуй, один из самых непопулярных фильмов Эльдара Рязанова. Не то чтобы у него плохая репутация или сам по себе он какой-то не такой, просто многие зрители вообще не знают о его существовании, хотя каждый россиянин знаком с фамилией Рязанова уж точно.

Вообще, достаточно нехарактерная для Эльдара Александровича работа, так как «историческая мелодрама в формате мюзикла» – это определённо далеко не тот жанр, который характерен для режиссёра, в основном снимающего картины о современной, на тот момент, советской эпохе.

Нет, конечно, он тогда уже снял небезызвестную «Гусарскую балладу», но тогда это выглядело скорее как исключение, а не как закономерность.

В фильме «О бедном гусаре» события развиваются аж в 1830 году, в маленьком городке, куда недавно вступил полк гусаров вместе с секретным агентом Мерзляевым, главной задачей которого является определение заговорщиков и предателей.

Вполне неплохой фильм, местами забавный, местами даже трогательный. Не скажу, что он вызывает у меня особые чувства, разве что ностальгические, но если «О бедном гусаре» вдруг прошёл мимо вас, то могу порекомендовать к просмотру. И всё же сегодня мы будем говорить не про саму картину, а непосредственно об увлекательной и тернистой истории её создания.

«Нам не нужен этот сценарий»

Рязанов называл этот фильм одним из самых сложных с точки зрения производства за всю свою фильмографию.

Дело в том, что производственные проблемы начались ещё на этапе написания сценария: режиссёру, несмотря на его громкое имя, не дали разрешения экранизировать уже готовый текст, потому что «он нам не нужен по тематическим соображениям, исторических фильмов у нас и так более чем предостаточно».

Впрочем, на этом препятствия не закончились. Нужно было избегать употребления конкретных слов. Например, Рязанова заставили полностью вырезать любое упоминание жандармов. А ведь Мерзляев, сыгранный Олегом Басилашвили, так-то изначально был жандармским майором, и уже под влиянием цензуры превратился в «штатского доносчика».

Думаете, на этом всё закончилось? Ага, как бы не так. Когда уже все актёры были собраны, декорации готовы, костюмы пошиты – пришло извещение из Кинокомитета, мол закрываем мы ваш фильм. Рязанов, разумеется, не стал опускать руки и на протяжении нескольких дней подряд пытался получить право снять свой фильм.

И нет, на этом претензии цензоров не закончились. Если говорить кратко обо всех моментах, то нужно было вырезать зачитывание стиха «Прощай, немытая Россия» Лермонтова, сцену с расстрелом тоже вычеркнули, а ещё подкорректировали одну сцену, где в кадре можно было увидеть церковь.

Вот после всех этих многочисленных правок…фильм всё равно целых 5 лет пролежал на полке, и только в 1980, наконец-то, увидел свет.

Уж точно ни один фильм Рязанова не переживал такое затяжное «приключение», состоящее из тонны правок и запретов, прежде чем выйти на телевидении (даже не в кинопрокат, куда требования были гораздо строже).

Снимали без штатива

В фильме практически нет сцен, которые были сняли со статичного штатива. Камера всегда находилась в движении: либо оператор находился непосредственно в толпе людей, либо ехал верхом на лошади. Вообще, всего для 2 сцен был использован штатив.

Почему Абдулов и Догилева не попали в фильм

Александр Гавриилович был одним из претендентов на роль Плетнёва, которая в конце концов досталась Станиславу Садальскому. Так уж и получилось, что Абдулов в этом образе показался Рязанову весьма неубедительным. К тому же его хороший товарищ Владимир Мотыль, прознавший о съёмках, посоветовал Сандальского, с которым они уже сотрудничали при создании фильма «Лес».

Рязанов, как только увидел Станислава в гриме Плетнёва, не задумывался ни секунды и тут же утвердил его на роль.

Кстати, небольшое дополнение, вместе с Абдуловым ещё хотела сыграть Татьяна Догилева, а точнее она претендовала на роль Настеньки. Правда режиссёр посчитал, что она ведёт себя слишком раскованно и непринуждённо рядом с Мерзляевым, в отличие от молодой студентки театрального Ирины Мазуркевич.

Именно за счёт неловкости во взгляде и стеснённости движений, вызванных не в последнюю очередь волнением девушки, ей удалось получить роль в фильме легендарного режиссёра. Впрочем, до этого девушка тоже сыграла весьма небезызвестную героиню – Наташу Ртищеву из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» от 1976 года.

Оцените статью
Рязанов называл этот фильм одним из самых сложных за всю свою фильмографию: как снимали картину «О бедном гусаре замолвите слово»
Зачем Сусанна вторглась в жизнь Клюевой?