«С вечера до полудня» (1981) — философская драма о «призраках прошлого», незабытых обидах

«С вечера до полудня» (1981) – драма, снятая по пьесе Виктора Розова. Как и многие картины, сценарием к которым становятся пьесы, фильм обладает камерностью, все внимание приковано к героям. В диалогах открывается суть. В картине две серии, но просмотр не утомляет, так как актеры блестяще раскрывают драму своих героев. А у каждого она своя.

Зритель знакомится с интеллигентной семьей, за внешним благополучием которой скрываются призраки прошлого и непроработанная психологическая травма.

Глава семьи – испытывающий творческий кризис писатель Андрей Жарков. Всеволод Санаев великолепно передал терзания человека, понимающего, что лучшие произведения были написаны в юности. Сейчас он «корпит» над остросоциальным романом, понимая, что в нем нет частички души, свободного полета фантазии. Андрей Константинович читает вслух новые главы романа близким и лучшему другу – литературному критику Егорьеву (Андрей Петров). Те слушают, но больше из вежливости и желания поддержать писателя. Роман хвалят, но Андрей Константинович понимает, что произведение неудачное. И невероятных усилий и смелости дается решение сжечь рукописи. Так этот герой делает шаг к чему-то новому, перестает держаться за прошлое.

Писатель-вдовец, а взрослые сын и дочь живут с ним. У детей своя драма и душевная боль. Сын – Ким (Леонид Филатов) пережил, но не прожил болезненное расставание с женой. Она – сильная личность и честный человек. Полюбив другого, не стала притворяться и скрывать этот факт. Алла 7 лет живет за границей, но при этом всем сердцем любит сына, которого не могла взять с собой, пока он был маленьким. Алла считает месяцы, недели, дни до того момента, когда сын получит паспорт, и его выезд за границу станет возможным. Она безмерно благодарна мужу за то, что он вложил в сына самые лучшие качества, что был с ним рядом все это время. И ей хочется теперь дать ему что-то важное – свободу выбора, хорошее образование, перспективы, материнскую заботу.

Но Ким этого не понимает. Он продолжает любить бывшую жену, и это сильное чувство прикрывает раздражением. Когда Ким узнавал, что жена едет в Россию в отпуск, он специально покупал туристические путевки и уезжал с сыном. Прятал его таким образом из-за страха потери. И, возможно, в глубине души теплилась надежда на возвращение жены в семью. Филатов в этой роли невероятно гармоничен и убедителен.

В актере была какая-то харизма, оголенный нерв, внутренний стержень. Ким по сюжету человек, чьи надежды рухнули и в личной жизни, и в карьере. Он мог бы стать олимпийским чемпионом, но теперь работает тренером. Герой называет амбициозных и целеустремленных людей «всадниками». Это те, кто готов оседлать коня и скакать по жизни напролом, разрушая все на своем пути. Аллу он считает «всадником», не желая понять, что она поступила честно и мудро. Первая любовь не всегда длится до старости, а как друга Алла продолжает нежно любить Кима. Аллу сыграла Наталья Фатеева. Ее появление в доме Жарковых – это как вспышка, потрясение для всех. Теплые отношения сохранились с обеих сторон, но жизнь повернулась так, что герои не вместе.

В доме в тот же период появился и другой «призрак прошлого» — Лева Груздев, бывший возлюбленный сестры Кима Нины. Расставание Левы и Нины еще более драматично. В юности во время восхождения в горы Нина получила серьезную травму. Но физическая боль ничто по сравнению с осознанием того, что погиб человек, который бросился спасать девушку. Чувство вины гложет Нину все эти годы. А когда она была раздавлена морально и травмирована физически, любимый человек ее бросил. Он выбрал карьеру. Нина хотела выпрыгнуть из окна, в последний момент ее спас брат. И вот этот Лева объявился на пороге дома, где его гостеприимно встретили. Драма зашкаливает, ведь мы узнаем, что Нина продолжает любить того, кто предал. Что она никого не пускает в свое сердце, а ребенка хочет родить только от Левы.

Нину великолепно сыграла Людмила Савельева. Эта работа далась ей тяжело. В одном из интервью режиссера говорится о том, что между дублями актриса теряла сознание. Он настолько вживалась в образ, по максимуму выкладывалась на съемочной площадке, проживала всю эту историю. И Нина получилась такой искренней, что ей невозможно не сопереживать.

Актер Эдуард Марцевич тоже отлично передал характер Левы – мягкого, вкрадчивого, вежливого человека, который, при этом, способен на подлость. Он с интересом наблюдает за развитием событий в доме Жарковых, не забывая подкидывать «дровишек» в разгорающееся пламя конфликта.

Сына Кима и Аллы Альберта сыграл обаятельный актер Сергей Федоров. Его герой получился таким тёплым, душевным, искренним. Альберт любит и маму, и папу и страдает от того, что стал камнем преткновения в их отношениях. Он тянется к маме, но не хочет причинять боль отцу. И хорошо, что взрослые помогают принять решение, переступив через личные обиды. Актер сыграл всего 8 ролей в кино. Жаль, что он не продолжил актерскую карьеру.

Выражение «в картине хороший актерский ансамбль» в этом случае приобрело особый смысл. Актеры работали слаженно, чувствовали друг друга, улавливали нюансы. Поэтому фильм получился таким глубоким, философским, живым. Смотреть его интересно. О нем хочется размышлять.

В некоторых комментариях к фильму встречается мнение о неудачном, блеклом названии. Но, на мой взгляд, оно подходит к картине. Жизнь одной семьи меняется за одни сутки. Происходит переоценка ценностей, в каждом открывается что-то новое, рвутся нити с прошлым, в котором было много душевной боли.

В картине нет ненужных деталей и проходных сцен. Даже тот факт, что Жарковы проживают рядом с зоопарком, из которого по ночам доносятся звуки зверей, находящихся в неволе – это метафора. Герои тоже находятся в плену своих обид, разочарований, рухнувших надежд.

Оцените статью
«С вечера до полудня» (1981) — философская драма о «призраках прошлого», незабытых обидах
Трагическая судьба «Верки-модистки» — Людмилы Давыдовой. 8 мужей, психиатрическая больница и внезапный конец