Самая дачная комедия, пугающая зрителей опасным финалом

В фильме режиссёра Константина Воинова «Дача» (1973) появилась плеяда советских кинозвёзд. А посвящён он был теме, которая и сегодня близка многим —

покупке дачи и дачной жизни, включающей нескончаемое обустройство дома и общение с очень разными соседями.

Любопытно, что мнения о «Даче» с момента премьеры были противоречивыми: одним зрителям тёплая летняя история пришлась по вкусу, а другие были разочарованы и сочли лента провалом режиссёра.

Всесоюзную славу Константину Воинову принесла комедия «Женитьба Бальзаминова» (1964). Сценарий для неё он написал сам, взяв за основу три пьесы Александра Островского.

Воинов уже попробовал себя как сценарист на предыдущем фильме, «Женитьба Бальзаминова» упрочила его успех на этой ниве и в дальнейшем почти для всех своих лент

режиссёр писал сценарии самостоятельно, включая «Дачу».

А ещё Константин Воинов славился приверженностью актёрам, многие исполнители переходили из одной его картины в другую. Так, почти целиком ансамбль «Женитьбы Бальзаминова» перебрался в следующую работу — «Дядюшкин сон» (1967).

В «Даче» тоже появились артисты, которые уже не раз снимались у режиссёра.

Конечно же, первой попала в «Дачу» Лидия Смирнова, с которой режиссёра связывали не только прочные профессионалные, но и длительные личные отношения.

Затем получили приглашения Людмила Шагалова и Людмила Гурченко, Олег Табаков и Евгений Евстигнеев, также снимавшиеся у Воинова прежде.

Одну из центральных ролей режиссёр предложил Александру Вокачу, который впоследствии большей частью будет сниматься лишь в ролях второстепенных.

Также в «Даче» появились Роза Макогонова, Анатолий Папанов, Николай Парфёнов, Владимир Басов, Станислав ЧеканНиколай Граббе.

Отдельно отмечу Клару Лучко, представшей в образе жгучей брюнетки, прелестной хозяйственной украинки, без умолку болтающей на украинском языке с непередаваемой интонацией.

Это выглядит невероятно колоритно и забавно, хотя весьма непривычно видеть Лучко в таком виде.

Ну и ещё в эпизоде снялся Георгий Юматов, тоже почему-то с чернейшими волосами. Он сыграл знахаря-самоучку, не время похитившего главного героя, чтобы испытывать на нём свои снадобья.

О чём же фильм? Семейная пара (Смирнова и Вокач) купила дачу. Супруга отправляется обустраивать домик, а муж едет к продавцам (Макогонова и Табаков), чтобы отдать деньги. Но уже в их квартире выясняет, что

деньги (а это, к слову четыре тысячи рублей, на которые продавец намерен купить «Жигули») потерял.

Обещая отдать сумму позже, герой едет на дачу к жене. Сказать о пропаже он боится, но ищет возможности где-то найти деньги, обращаясь к старым и новым знакомым.

В картине есть занятные, но, думаю, всё же случайные пересечения с другим фильмами. Так, Евгений Евстигнеев играет художника, и в таком же облике он предстанет три года спустя в комедии «По семейным обстоятельствам».

В беседе с героем Александра Вокача он произносит речь о художнике Франсе Хальсе, чья картина фигурировала в детективе «Возвращение Святого Луки» (1970).

 Анатолий Папанов, чей герой неожиданно увлёкся созданием портретов на зёрнах, говорит, что за потерю денег героя не «посодют» точь-в-точь, как в «Берегись автомобиля» (1966).

А Людмила Шагалова и Николай Парфёнов, ставшие семейной парой дачников, в 1987 году повторят те же образы в комедии «Где находится нофелет?».

Снимали «Дачу» в Подмосковье, в настоящем дачном посёлке, обитатели которого радостно узнавали родные места, когда в разгар лета 1973 года фильм вышел в прокат.

Удивительно, но несмотря на блестящий актёрский состав, остроумные диалоги и актуальность, лента не только не стала киношлягером, но даже подверглась критике. 

Конечно, на фоне «Женитьбы Бальзаминова» эта комедия выглядела послабее, но это всё равно замечательная лента, которой сложно не насладиться. Смотреть советую, многие реплики героев, кажется, взяты из жизни и действительно смешны. А ещё, увы,

уже никого из снимавшихся в «Даче» поистине блестящих и выдающихся актёров нет в живых.

А что же не так с финалом и почему он многих напугал? Дело в том, что главный герой случайно забыл деньги в квартире пары, которая продавала дачу.

Толстенную пачку нашла маленькая дочь персонажей и решила украсить летний день праздничным салютом из красивых бумажек.

Оставшись одна дома, юная шкодница, уже пытавшаяся сбросить с балкона отцовскую диссертацию, вновь вышла на балкон, залезла на стул и радостно разбросала червонцы.

От вида малышки, стоящей на стуле на открытом балконе последнего этажа многоэтажки, содрогается сердце, хотя вряд ли такой эффект предполагал режиссёр.

Оцените статью
Самая дачная комедия, пугающая зрителей опасным финалом
Как могла 15-летняя Даша Михайлова переиграть великую Инну Чурикову в драме «Валентина»?