Этот спецэффект — гениальность актёров, запредельного уровня таланты Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова,
которые и стали главными героями ленты «Старомодная комедия».
Пьеса «Старомодная комедия» зрителям уже знакома была: её охотно ставили в театрах. Автор пьесы Алексей Арбузов был драматургом опытным, карьеру начал ещё до войны, а его пьеса довоенная пьеса «Таня» и сегодня популярна.
В 1975 году Арбузов написал «Старомодную комедию», героями которой сделал своих ровесников, одиноких взрослых людей, переживших войну и потери, но по-прежнему где-то в душе прячущих надежду на личное счастье.
История оказалась близкой зрителям, почти параллельно с фильмом вышел и телеспектакль «Старомодная комедия», который сейчас тоже хорошо помнят. А в 1978 году на «Мосфильме» появилась идея сделать полноценное кино по пьесе.
Экранизацией занялась Эра Савельева, опытнейший советский кинооператор, работавшая с режиссёрами Юрием Озеровым и Григорием Чухраем, Юлием Карасиком и Фёдором Филипповым.
Годом раньше Эра Савельева уже попробовала себя в качестве режиссёра, но не слишком удачно.
А вот вторая попытка Савельевой, которая, кстати, уже отметила 60-летие, оказалась более чем успешной. Вторым режиссёром была Татьяна Березанцева, тоже настоящий профессионал с большим опытом.
Для Эры Савельевой «Старомодная комедия» стала, увы, последним фильмом: больше она в кино не работала, а в середине восьмидесятых ушла из жизни.
На главные роли в картине, которые, впрочем, были единственными, пригласили супружескую пару, ленинградских знаменитостей Алису Фрейндлих и Игоря Владимирова.
Исполнители были не только коллегами по театру Ленсовета, где Игорь Владимиров служил режиссёром, а Алиса Фрейндлих — ведущей актрисой, они были супругами и настоящими соратниками, понимающими друг друга с полувзгляда.
К тому же Алиса Бруновна в конце семидесятых переживала звёздный час — в 1977 году вышел хит Эльдара Рязанова «Служебный роман», после которого актриса стала кумиром для миллионов женщин.
Игорь Владимиров в кино снимался нечасто, отдавая предпочтение сцене, но тоже был знаком аудитории, хотя, конечно, больше как блестящий театральный режиссёр.
Эпизодические бессловесные роли сыграли в ленте Тамара Совчи и Борис Токарев, молодой актёр, знакомый зрителям как главный герой фильма «Сто дней после детства» (1975).
А ещё бесспорным участником фильма, на которого легла ответственность за настроение, стала хрустальная музыка Микаэла Таривердиева, в том числе композиция для органа «Домский собор», которую герои слушают в том самом Домском соборе Риги.
Вообще же создавали ленту в Латвии, как раз там, где по сюжету и находится санаторий, в котором главным врачом работает уравновешенный, педантичный и, на первый взгляд, пресноватый Родион Николаевич и куда прибывает на лечение бойкая и эксцентричная Лидия Васильевна.
Съёмочная группа побывала в Риге и Юрмале, где и сняли почти все сцены.
В заключение приведу цитату из критической статьи Татьяны Ивановой, которая, как мне кажется, чётко характеризует «Старомодную комедию», сентиментальный фильм, который вызывает одновременно улыбку и слёзы:
«Имея для постановки столь сложно сотканный, не терпящий фальши, пульсирующий живыми токами материал, постановщики картины проявили художественную чуткость, поставив во главе угла великолепный актёрский дуэт А. Фрейндлих и И. Владимирова. Искусство актёров торжествует в фильме, ему прежде всего обязаны все лучшие эпизоды и моменты».
А что вы думаете по поводу старомодности истории, столь деликатно и талантливо рассказанной Алисой Фрейндлих и Игорем Владимировым?