«И дело даже не в особой чеховской атмосфере, о которой так часто и туманно толкуют. Дело в другом. Чехов по природе своей писатель тактичный, никогда насильственно в сознание читателя не вторгающийся и не подсказывающий, как его надо понимать», —
так говорил режиссёр, снимая второй фильм «Смешные люди!» (1978), объединивший несколько чеховских рассказов.
Создавая телефильм по рассказам классика, «Карусель» (1970), Швейцер собрал на площадке цвет советского кинематографа, и часть актёров перешла в следующую ленту, хотя герои им достались другие.
Основой для второй картины стал рассказ «Певчие», в котором участники церковного хора месяцами собираются на спевки под руководством строгого регента в ожидании прибытия некоего графа, ценителя музыки и знаменитого меломана.
У каждого участника хора своя история, каждому достаётся немного приключений и занятных и не очень событий. Эти истории позаимствованы из других чеховских рассказов: «В цырульне», «В бане», «Невидимые миру слёзы», «Разговор человека с собакой» и ряда других. Интересно, что
Михаил Швейцер следовал задумке самого Антона Павловича, который мечтал создать роман в рассказах, то есть роман, состоящий из глав о жизни одного-двух героев, объединённых и сюжетом и единство мысли.
Собственно, именно этот приём и применил режиссёр.
Итак, кого же пригласил Михаил Швейцер в картину «Смешные люди!». Это Елена Соловей и Наталья Гундарева, Евгений Леонов и Олег Басилашвили, Владимир Басов и Леонид Куравлёв, Авангард Леонтьев и Валерий Золотухин, Владислав Стржельчик и Юрий Волынцев, Виктор Сергачёв и Вячеслав Невинный.
Даже в небольших ролях у Швейцера снялись знаменитости: Борис Новиков, Юрий Катин-Ярцев, Виктор Павлов, а Альберт Филозов и вовсе фигурирует лишь как человек на фотокарточках.
Кстати, вот любопытный факт: в фильме есть сюжет с музицированием, когда героиня Елены Соловей играет на фортепиано, а её экранный супруг в исполнении Владислава Стржельчика — на флейте.
Елена инструментом владела и в кадре играет сама, а вот Владислав Стржельчик флейту взял впервые в жизни. Тем не менее он очень достоверно изобразил игру, чем серьёзно поразил приглашённого музыканта-консультанта.
«Смешные люди!» вышли в конце 1978 года. Интересно, что
за год до того «перезапустили» ленту «Карусель»: изначально она создавалась для телевидения, но в 1977 году её адаптировали для кино. И вышедшая через год экранизация «Смешные люди!» многими была воспринята как продолжение,
тем более что и актёрский состав схож (да и сейчас нередко эти две работы называют дилогией, хотя в реальности это два отдельных фильма).
Нельзя назвать «Смешные люди!» большим успехом Михаила Швейцера, что странно, учитывая первоисточник в виде прозы Чехова, предельно точно переданные атмосферу и лиричный юмор писателя и уникальный артистический ансамбль. Однако в любом случае «Смешные люди!» сейчас смотрятся классикой.
И не только за счёт литературной основы, но и за счёт деликатного и бережного отношения к ней режиссёра, безукоризненной игры актёров, музыки Исаака Шварца и даже работы декораторов и костюмеров, благодаря которой мгновенно переносишься в российскую провинцию конца 19 века.