Самый страшный российский фильм 90-х годов

В конце 80-х-начале 90-х в нашей стране снималось немало фильмов ужасов, для которых было характерно почти полное отсутствие спецэффектов, внешняя простота и даже убогость картинки. Тем не менее, авторам этих фильмов удавалось создать атмосферу такой жути, что у зрителей в кинотеатрах в буквальном смысле волосы вставали дыбом.

Яркий пример — фильм Альберта Мкртчяна «Прикосновение», снятый в 1992 году. Эта потрясающая лента стала одним из первых фильмов ужасов «новой России», и, так уж получилось, самым жутким.

Мкртчян, практически не оглядываясь на Голливуд, создал оригинальный «хоррор», вошедший в учебники по кинематографии.

Сюжет фильма

Действие фильма разворачивается в начале 90-х. Следователю Андрею Крутицкому поручено расследование дела о самоубийстве молодой женщины Ольги Мальцевой.

Андрей считает, что дело, несмотря на всю его инфернальность, вполне рядовое: подобных случаев немало. Однако, любовник Ольги утверждает, что женщину довели до рокового шага. На вопрос Крутицкого, кто именно это сделал, мужчина заявляет, что перед гибелью Ольгу преследовал призрак ее отца, загадочно погибшего на химкомбинате 12 лет назад. Именно отец подтолкнул Ольгу к роковому шагу.

Крутицкий, по понятной причине, отнесся к заявлению мужчины с сомнением. Через некоторое время Андрей узнает, что сразу после разговора с ним любовник Ольги покончил с собой.

Следователь отправляется на похороны Мальцевой, где знакомится с ее сестрой Мариной, которая утверждает, что призрак отца преследует и ее.

Странное поведение Марины и других родственников наводит Крутицкого на мысль, что эти люди устроили спектакль, чтобы скрыть доведение Ольги до самоубийства.

Все рациональные соображения следователя рушатся, когда призрак рабочего химзавода Николая Мальцева является ему самому. Крутицкий сильно напуган. Он едет к Марине, чтобы побеседовать с ней, но женщина вдруг начинает говорить с ним голосом своего отца. Николай заявляет следователю, что земная жизнь является лишь промежуточным этапом перед настоящей, прекрасной и счастливой жизнью, которая наступает лишь после смерти.

Николай входит в некую «организацию мертвых сподвижников», которые стараются привести в лучший мир хороших, чистых душою людей. Зачем им проходить скорбный земной путь, когда можно сразу оказаться в раю?

Призрак собирается «забрать Настю» — дочь Марины. Крутицкий едет на кладбище и у могилы Николая предлагает тому себя взамен девочки. Мальцев «отвечает» следователю долетающими до него репликами железнодорожного диспетчера. Жертва Крутицкого принята. Взамен он должен соблюдать нехитрое требование: никогда не произносить фразу «жизнь прекрасна и удивительна».

Следователь узнает, что болезнь, которой внезапно заболела Настя, отступила. Счастливый Крутицкий на радостях произносит роковую фразу «жизнь прекрасна и удивительна». Как только он произнес эти слова, Настя оступилась и полетела в лестничный пролет.

Андрею чудом удается спасти девочку. Он обращается к Мальцеву с обещанием больше никогда не нарушать его требование.

Андрей берет Марину в жены, Настя становится его дочерью. Отдыхая в Ялте с семьей, Крутицкий снова произносит фразу «жизнь прекрасна и удивительна». На этот раз у Марины и Насти нет никаких шансов.

Значение фильма

Как уже было сказано, в фильме «Прикосновение» практически нет спецэффектов, но такие находки режиссера, как, например, разговор следователя с Мальцевым на кладбище через железнодорожный громкоговоритель, создают поразительное ощущение реального соприкосновения с потусторонним.

Фильм Мкртчяна — это не только фильм ужасов, но и мистический триллер, философская притча, заставляющая задуматься о жизни и смерти.

Куда зовет своих дочерей Мальцев — в лучший мир или же в ад, порождением которого сам является? Ответ на этот вопрос каждый зритель даст сам.

В целом, фильм «Прикосновение» — это грустное и правдивое кино о том, что в нашем мире «жизнь прекрасна и удивительна» лишь для бездушных, хладнокровных, маловерных и жадных людей. Для тех же, кому свойственна тонкая душевная организация наша жизнь — это сплошная юдоль страданий.

Фильм Альберта Мкртчана (кстати, брата знаменитого Фрунзика), стал вехой в отечественной мистике, определил ее развитие на годы вперед. Несмотря на недостатки картинки, кино до сих пор смотрится с неослабевающим интересом.

Рекомендую всем любителям страшных, сложных и умных фильмов.

Источник

Оцените статью
Самый страшный российский фильм 90-х годов
«Негромкий чемпион» нашего кино — Виталий Мельников