Сценарий «Хоккеистов» написал Юрий Трифонов, писатель и журналист, со спортом знакомый не понаслышке. Трифонов сотрудничал со спортивными изданиями и был вхож в спортивные круги. Создавая сюжет, он опирался на вполне жизненные ситуации и реальные проблемы:
конфликт поколений в спорте, продвижение бойкой молодёжи, жёсткий вывод из большого спорта взрослых хоккеистов.
Трифонову не требовалось за лирическими отступлениями срывать незнание темы, напротив, он написал сценарий о насущной проблеме, близкой и спортсменам, тренерам, и болельщикам (за что, кстати, позже заслужил похвалы).
Режиссёром стал Рафаил Гольдин. Прежде Гольдин снимал мелодрамы и производственные драмы, спортивная история была для него в новинку, но режиссёр с задачей справился и сделал хорошее кино, наполненное остротой. На главную роль утвердили актёра театра имени Вахтангова Вячеслава Шалевича.
Актёру предстояло играть лидера команды «Ракета» Анатолия Дуганова, 30-летнего хоккеиста, которого тренер уже готов списать со счетов.
Но в решающем матче именно Дуганов с двумя товарищами спасает команду от проигрыша.
Принципиальным моментом в утверждении Шалевича стало его умение кататься на коньках. Впрочем, как вспоминал сам артист, на коньках, привязанных к валенкам, он катался лишь в детстве, теперь же надо было примерять на себя профессиональную амуницию и коньки, и это оказалось в разы сложнее.
Партнёров Дуганова по команде, которым также грозит увольнение из-за возраста, сыграли Геннадий Юхтин (Петя Кудрич) и настоящий хоккеист, чемпион Олимпийских игр 1956 года Алексей Гурышев (Иван Самсонов).
Роль антагониста Дуганова, тренера команды «Ракета» Лашкова, в котором многие видят аллюзии на Анатолия Тарасова, досталась Николаю Рыбникову.
Лашков в «Хоккеистах» был героем отрицательным, и тем более удивительно видеть в этом образе Николая Рыбникова, который запомнился по большей части как исполнитель ролей приятных обаятельных симпатичных мужчин.
Руководителем клуба «Ракета» стал Михаил Глузский, тренером «Металлиста», команды-противника, — Георгий Жжёнов.
Конечно, не обошлась лента и без романтической линии, немного запутанной и не вполне внятной. В роли возлюбленной Дуганова Майи — Эльза Леждей,
в роли её давнего поклонника, спортивного журналиста, который и познакомил Майю с Дугановым, — Владимир Ивашов.
Небольшую, но колоритную роль жены Кудрича получила Люсьена Овчинникова.
Ну и комментировал матчи на протяжении всего фильма любимейший и знаменитейший советский комментатор Николай Озеров, сыгравший здесь сам себя.
Масса сюрпризов поджидает внимательных зрителей. В кадре можно заметить Кладвию Половикову (маму Валентины Серовой), будущего писателя фантаста Кира Булычёва,
начинающего актёра и будущего режиссёра Александра Орлова, актёра Александра Кузнецова, позже ставшего писателем (а ещё Кузнецов был соавтором сценария фильма «Когда я стану великаном» (1979)), Владимира Гуляева с голосом Владимира Басова.
Пишут, что среди болельщиков на стадиона мелькает Юрий Гагарин, но мне так и удалось его увидеть.
Снимали «Хоккеистов» по вечерам и ночам в Лужниках. В общих планах актёров дублировали настоящие хоккеисты из московских команд «Спартак» и «Динамо» и команды из Электростали «Кристалл».
Спортсмены переодевались в форму актёров и играли в настоящий хоккей, благодаря чему матч действительно выглядит напряжённым и зрелищным
(Вячеслав Шалевич рассказывал, что его ледовым «дублёром» был спартаковец Вячеслав Старшинов). Немалый вклад в красоту матча внесли и консультанты фильма — титулованные тренеры Виктор Тихонов и Аркадий Чернышёв.
На трибунах были такие же настоящие зрители, которых, правда, предупреждали, что идёт съёмка кино. Но часть болельщиков, особенно на дальних рядах, на матч не реагировали. Всё потому, что
малозаметные статисты были фанерными: их создали бутафоры, чтобы стадион был заполнен битком.
А ещё специально для ленты композитор Леонид Афанасьев и поэты Сергей Гребенников и Александр Добронравов написали песню «Синий лёд», которая на годы стала одним из хоккейных гимнов.
В прокат «Хоккеисты» вышла в феврале 1965 года. Несмотря на специфичность темы, его посмотрело почти 20 миллионов человек, картина лишь чуть-чуть не дотянула до попадания в список самых успешных фильмов года. И тут, пожалуй, любопытно будет провести такую параллель.
В 2013 году вышел российский фильм о хоккее «Легенда № 17», названный одним из лучших в российском кино. Его аудитория составила чуть более 4 миллионов,
хотя с технической точки зрения он сделан на порядки лучше, чем «Хоккеисты», и смотрится действительно впечатляюще.
Возможно, сейчас интерес к хоккею гораздо меньше, чем в СССР в шестидесятые, но, возможно, дело в том, что создатели «Хоккеистов» рассказали о том, что видели и знали сами, о том, что происходило на их глазах.
А вот авторы современных спортивных драм, отправляющих зрителей в прошлое, многое додумывают и не всегда удачно. А вы помните советских «Хоккеистов»?