Сатирическая комедия, где жулики воровали по чёткому принципу

Предводитель шайки хапуг был категорически против безрассудного расхитительства и

призывал подельников строго соблюдать правило умеренности и аккуратности.

Но удалось это не всем, поэтому жульё и вывели на чистую воду. А рассказала эту забавную историю комедия «Понедельник — день тяжёлый» (1964).

Сценарий фильма родился из разоблачительного фельетона, героями которого были расхитители. На его основе писатель Аркадий Васильев написал сценарий, а экранизировать его поручили режиссёру Ивану Лукинскому.

У Лукинского на тот момент уже было имя, его считали хорошим комедийным режиссёров, ведь он уже снял две части приключений Ивана Бровкина. Кстати, дебютом Лукинского в кино стала короткометражка, пусть и не комедийная, но сразу же превратившаяся в легенду, — экранизация рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек» (1953).

Действие в фильме начинается в пятницу с тайной сходки членов общества «Тонап», то есть «Товарищество на паях». В него входят городские жулики, которые и проворачивают аферы, в том числе на местном мясокомбинате.

Любопытно, что голос за кадром отмечает, что «пятница никакая не чёрная», хотя ни о каких чёрных понедельника, вторниках и четвергах тогда ещё не знали. На сходке озвучиваются планы и выносятся порицания отдельным членам банды.

На следующий день появляется информация, что один из участников, Каблуков, будет назначен на крупную должность, поэтому выходные он проводит в прекрасном настроении, тренируя подпись. Однако не всё идёт гладко:

в колбасе, отправленной в пионерский лагерь, обнаруживают золотую головку от часов, принадлежащих участнику «Тонапа» Евлампию Кокину (и это, между прочим, часы Longines!).

Об этом становится известно начальнице городского торгового отдела Соловьёвой, что банду нервирует. Между всеми героями суетится руководитель гончарного производства Стряпков, изобретательный, но недалёкий член «Тонапа», пытающийся угодить всем от коллег до членов горсовета.

Параллельно развивается линия двух влюблённых, Ромео и Джульетты своего времени, — Васи Каблукова и Зои Христофоровой, отец которой, Иван Христофоров, — глава синдиката «Тонап», фактически местный мафиози, скопивший огромные деньжищи, но нежелающий делиться.

За субботу и воскресенье все интриги благополучно разрешатся, и в понедельник жизнь пойдёт своим чередом. И для кого-то это будет радостный день, а для кого-то — тяжёлый.

Роли в картине «Понедельник — день тяжёлый» распределились необычно: в комедию попали актёры, которые в подобных фильмах снимались редко. Строгого руководителя «Тонапа» Христофорова, того самого, который призывал коллег к умеренности, сыграл Иван Воронов,

в роли прыткого и повсюду успевающего Стряпкова — Николай Гриценко, в роли напыщенного Каблукова — Виктор Чекмарёв.

Слабовольного обладателя золотых часиков Евлампия Кокина изобразил Станислав Хитров.

Роль принципиальной красавицы-чиновницы Соловьёвой получила Людмила Хитяева,

а Елена Понсова сыграла её добродушную коллегу. Начинающей актрисе Тамаре Совчи доверили роль Зои Христофоровой, её жениха, а потом и мужа сыграл такой же молодой актёр Виктор Петров.

Ну и обращайте внимание на эпизодических исполнителей:

Светлану Дружинину, Валентину Владимирову, Елизавету Никищихину,

Светлану Харитонову, Ивана Рыжова, Юрия Медведева, Алексея Смирнова, Павла Винника, Анатолия Кубацкого.

Голос за кадром — это Николай Александрович, мастер озвучания и режиссёр.

Комедия вышла в 1964 году и встречена была хорошо. В первую очередь, критиками, которые говорили об актуальности и своевременности сюжета. Сатира на экране была не таким уж частым явлением, так что лента пришлась ко времени.

Отдельных похвал удостоились Виктор Чекмарёв и Николай Гриценко, которым удалось изобразить героев смешными, а после жалкими, на уровне изящных карикатур, но без скатывания к примитивному шаржированию.

Сейчас «Понедельник — день тяжёлый» почти забыт, хотя в фильме много остроумных фраз и забавных ситуаций, которые вполне могут происходить и сегодня. А отдельно хочу прозвучавший в картине комментарий по поводу головки от часов в колбасу, отправленную в пионерские лагеря:

«Там же дети, цветы жизни, и их зорко охраняют мамы, бабушки и депутатки».

Оказывается феминитивы были у нас ещё полвека назад (я про слово «депутатки»).

Оцените статью
Сатирическая комедия, где жулики воровали по чёткому принципу
Почему Рудольф захотел увидеть дочь?