Сценарий «Гусарской баллады» Эльдар Рязанов написал сам. Почему же в титрах он указан всего лишь соавтором?

Скандал раздувать не стали, но автору пьесы «Давным-давно» Александру Гладкову пришлось поделиться гонораром.

Предыдущий фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» был положен на полку, и режиссёр оказался в непростой ситуации. С одной стороны, к нему не было применено никаких формальных наказаний, но с другой стороны, он чувствовал, что отношение к нему сменилось с благожелательного на настороженное.

Рязанов решил снять какой-нибудь фильм, который должен был всем понравиться, и таким образом, он будет реабилитирован в глазах начальства.

В качестве литературной основы для сценария он выбрал патриотическую пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», которая уже давно шла в советских театрах. Тем более, что приближалась 150-я годовщина Отечественной войны 1812 года.

После прочтения пьесы, Рязанов понял, что для съёмок фильма её придётся несколько переработать, то есть написать сценарий.

Режиссёр встретился с автором пьесы Александром Гладковым. Они оговорили конкретные сцены, которые требовали переработки, а также новые эпизоды, необходимые для фильма.

Тот с энтузиазмом согласился написать сценарий и с ним был заключён договор. План съёмок фильма был уже составлен, и Гладкову дали три месяца на написание сценария.

Прошло три недели и Рязанов решил позвонить Гладкову, чтобы узнать как идут дела, но трубку никто не брал. Тогда он поехал к нему домой, но и дверь ему никто не открыл.

Режиссёр оставил в дверях записку, с просьбой перезвонить ему, но звонка не последовало. Через неделю он приехал к Гладкову домой ещё раз, записка так и осталась висеть на двери.

Рязанову ничего на оставалось делать, как самому сесть за написание сценария. Он написал несколько новых сцен прозой, и надеялся, что Гладков когда-нибудь найдётся и переложит прозу в стихи.

Спустя какое-то время Гладков нашёлся. Он жил на даче у своего приятеля в Тарусе. Рязанов помчался в Тарусу со своими черновиками и передал их Гладкову.

Тот поблагодарил его за проделанную работу, но категорически отказался показать Рязанову свои наработки. Обещал приехать через две недели в Москву и привезти готовый сценарий.

Наверное, вы уже догадались, что Гладков через две недели в Москву не приехал, потому что сценарий он так и не написал. Пришлось Эльдару Рязанову весь сценарий писать самостоятельно.

Александр Гладков появился уже перед самым началом съемок. Прочитал сценарий, написанный Эльдаром Рязановым, и одобрил его.

В эту историю, помимо Эльдара Рязанова, был посвящён только директор творческого объединения киностудии «Мосфильма» Юрий Шевкуненко. Кстати, он заранее предупреждал Рязанова, что дело повернётся именно таким образом.

Договор с Гладковым не расторгли, но в него внесли существенную поправку. Авторство сценария сформулировали так: «Сценарий Александра Гладкова при участии Эльдара Рязанова». Именно в таком виде фраза вошла и в титры фильма.

В свою очередь, Александр Гладков в своих мемуарах о работе над фильмом ‘Гусарская баллада» вспоминает о совместной работе с Рязановым над написанием сценария. Далее он рассказывает о том, как он переписывал стихотворные диалоги по просьбе режиссёра. Однако все эти диалоги написаны Эльдаром Рязановым.

А вот в процессе съёмок фильма Александр Гладков уже принимал самое деятельное участие и не отлынивал, иногда давал советы и даже толковые.

Эту загадочную историю Эльдар Рязанов рассказал в своих мемуарах «Подведённые итоги».

Оцените статью
Сценарий «Гусарской баллады» Эльдар Рязанов написал сам. Почему же в титрах он указан всего лишь соавтором?
Случай в маршрутке и еще 10 супер-шуточек