В 1974 году на голубых экранах СССР вышла комедия-мюзикл под названием «Соломенная шляпка» от режиссёра Леонида Квинихидзе. Его предыдущий проект, а точнее мини-сериал под названием «Крах инженера Гарина», советские зрители восприняли, мягко говоря, весьма холодно. Многие критики называли это «крахом режиссёра Квинихидзе».
Однако экранизация одноимённого французского водевиля от писателей Эжена Марена Лабиша и Марк-Мишеля, написанного аж в далёком 1851 году, помогла режиссёру реабилитироваться. И явно не зря, так как в дальнейшем он снимет ещё ряд замечательных советских фильмов, в числе которых «Небесные ласточки», «31 июня», «Друг» и моя любимая «Мэри Поппинс, до свидания».
Так вот, возвращаясь к «Соломенной шляпке» – это история о рантье Леонидосе Фадинаре, в фильме сыгранном Андреем Мироновым, который планирует выгодно жениться на дочери богатого садовода с целью расплатиться со своим неподъёмным долгом.
Казалось, что план обольстительного ловеласа удался, но, внезапно, главным препятствием на его пути становится лошадь, съевшая по пути соломенную шляпку некой посторонней мадам. Как ни странно, одно это маленькое событие оборачивается целым приключением для Фадинаре, после которого он может уже и не приехать на собственную свадьбу.
Со вступлением закончили, поэтому без лишних предисловий давайте поговорим об истории создания «Соломенной шляпки», ставшей «спасательным кругом» для режиссёрской карьеры Квинихидзе.
Популяризация жанра «новогодних фильмов»
Да, сама «Соломенная шляпка» тематически никак не связана с празднованием Нового года, тем не менее 42, а уже почти 43, года назад эту картину показали на телевидении практически под бой курантов, когда чуть ли не вся страна прильнула к экранам телевизоров.
Совсем неудивительно, что фильм в одночасье стал народным хитом, а многие поклонники ещё долго писали письма с просьбами снять продолжение, которое в итоге так и не вышло.
К слову, именно после феноменального успеха «Соломенной шляпки» Квинихидзе подал руководителю ТВ объединения «Ленфильма» снимать больше фильмов на тему главного праздника в Советском Союзе. В каком-то смысле, именно картина Леонида Александровича родила этот «тренд».
Конечно, новогодние фильмы в СССР снимали и до этого, но едва ли хоть один из них по популярности сравнится с «Соломенной шляпкой», разве что, за исключением «Карнавальной ночи». А так, вероятно даже, что без фильма Квинихидзе мы бы и не увидели «Иронию судьбы» (вышла в следующем году), «Карнавал», «Чародеи» и многие другие культовые фильмы, посвящённые тематике Нового года.
Сила импровизации
Помните эпизод, в котором Фадинар целует баронессу (Алиса Фрейндлих) и обращается к синьору Нинарди со словами: «Рекомендую»? Так вот – этого не было в сценарии, эпизод был импровизацией самого Миронова.
Причём артист сделал это не просто так: дело в том, что тогда многие заметили «химию» между Боярским и Фрейндлих, поэтому Андрей Александрович и решил разыграть небольшую комедийную сценку. После этой неожиданной «рекомендации», съёмочная группа ещё долго не могла перестать смеяться.
В целом, актёры отмечали, что атмосфера на площадке была максимально непринуждённой, поэтому сымпровизированных сцен в ленте было достаточно много. Вспомнить хотя бы момент, когда с Козакова слетает парик, после чего Фрейндлих любезно прикрывает его голову веером.
Место съёмок
Бюджет у картины был колоссальный, так что Квинихидзе не только мог позволить себе пригласить на съёмки чуть ли не первых звёзд советского кинематографа (Миронов, Гурченко, Боярский, Фрейндлих, Козаков и не только), а вместе с тем, подобрать идеальную съёмочную локацию.
И после продолжительных поисков авторы решили остановиться на старом здании Ленинградского дома литераторов, что находится в эстонском городе Тарту.
Начало музыкальной карьеры
В «Соломенной шляпке» огромное количество потрясающих музыкальных номеров в прекрасном исполнении лучших артистов своей эпохи. И для одной актрисы съёмки в этой ленте стали началом собственной музыкальной карьеры, а конкретно я говорю про Евгению Ветлову, сыгравшую менестрель (так в средние века называли музыкантов, сочиняющих собственные песни).
Однажды она случайно пересеклась с неким Матиасом Яном, который узнал её как раз по роли в «Соломенной шляпке». Совсем скоро вместе они организовали свой музыкальный дуэт «Женя и Матиас», а после поженились, переехали в ГДР и там обрели вполне неплохую популярность за счёт своего необычного фольклорного репертуара.