Секреты создания шедевра: забавные факты, которые сделали фильм «Афоня» легендой нашего кино

Комедия Георгия Данелии давно и заслуженно входит в Золотой фонд нашего кино, а роль Афанасия Борщева является одной из лучших в карьере знаменитого актёра Леонида Куравлёва.

Создание фильма сопровождало немало интересных историй, которые в итоге и сделали этот фильм настоящей легендой отечественного кинематографа. Например, на главную роль Куравлёв попал не сразу, и у создателей фильма было много сомнений, что роль надо было отдать именно ему. А кандидатов было более десятка, и среди них такие актёры, как Владимир Носик, Николай Караченцов, Семён Морозов, Андрей Мартынов, Виктор Проскурин.

Но больше всего Данелии хотелось увидеть в этой роли Владимира Высоцкого, так как по его задумке, Афоня был поющим персонажем. Делали пробы даже с польским актёром Даниэлем Ольбрыхским, который специально для этого прилетал из Варшавы в Москву. Но в итоге выбор пал на Куравлёва, хотя вначале он не был в ряду явных претендентов. И этот выбор оказался шедевральным!

А вот на роль Коли-штукатура даже не проводились пробы. Данелия с самого начала знал, и худсовет его в этом поддержал, что в этой роли будет сниматься Евгений Леонов. А Евгений Павлович узнал об этом приглашении от Данелии еще до того, как был утвержден сценарий.

Ему всегда удавались роли пьяниц, хотя сам актёр выпивал крайне редко, а после операции на сердце, вообще спиртного в рот не брал. Тем не менее, ему предстояло сыграть роль, в которой значительную часть экранного времени его персонаж в достаточно сильном опьянении.

К этим сценам Леонов относился очень придирчиво. Данелия позже рассказывал, что его даже не надо было гримировать, потому что абсолютно трезвый Леонов погружался в образ пьяного Коли почти на физиологическом уровне – у него само по себе краснело и опухало лицо. А вот Куравлеву «пьянку» на лице рисовали гримеры, но при этом Леонов всё равно был больше похож на пьяного.

Евгений Павлович был очень требователен к каждой сцене. Снимали несколько дублей, Данелия довольный восклицает: «Отлично! Снято! Всем спасибо!», а Леонов просит дополнительный дубль и играет еще лучше!

Появление в образе медсестры Кати актрисы Евгении Симоновой тоже связано с забавной историей. Дело в том, что Данелия в этой роли хотел видеть только её, а она в это время уже подписалась на фильм «Пропавшая экспедиция» и выехала вместе с группой в район гор Южного Урала, где проходили съёмки приключенческой картины.

Сегодня существуют несколько разный версий о том, как Симонова появилась на съёмках фильма «Афоня». Вплоть до полукриминальной версии похищения актрисы с одной съемочной площадки на другую. Конечно же, это всего лишь выдумки, которые разные авторы от кино переписывают друг у друга.

Подобные похищения были невозможны в советском кинематографе, так как соблюдались строгие производственные правила, нарушив которые, можно было навсегда распрощаться с профессией. Но данная история действительно была необычной. О ней рассказал непосредственный свидетель тех событий оператор Сергей Аркадьевич Вронский.

После почти часового разговора по междугороднему телефону со своим коллегой на Урале, Данелия выпросил Симонову всего на три съёмочных дня. Но на её дорогу туда и обратно нужно было еще минимум четыре дня. Итого не меньше недели, так как актрисе нужно было лететь несколько часов до Москвы с пересадкой на другой самолет в Свердловске, а потом еще добираться из Домодедова в Ярославль, где шли съёмки «Афони». Ну а через три дня, проделать этот путь обратно.

Позже и режиссер «Пропавшей экспедиции» Вениамин Дорман вспоминал, что был почти уверен, что Данелия не сможет выполнить своё обещание вернуть Симонову ровно через неделю. Поэтому, когда актриса появилась у него на съёмочной площадке, хоть и сильно уставшая, но на восьмой день отсутствия, он был очень доволен. А ведь могло случиться всё, что угодно: нелётная погода, задержки и нестыковки рейсов и т.д. и т.п.

А Данелия, в свою очередь, похоже, и сам не очень верил в успех этой сложной логистики, потому что когда актриса внезапно появилась на съёмках в Ярославле, костюмеры не успели подготовить для неё сценические платья. И Симоновой пришлось сниматься в той личной одежде, в которой она приехала и которую взяла на всякий случай с собой в небольшой спортивной сумке.

А когда в последний день шли съёмки эпизода под дождём, где Катя с Афанасием сильно промокли, Женя очень переживала, что платье не успеет высохнуть, так как через несколько часов она должна была лететь на самолете обратно.

Про «даму с бюстом» на танцевальной площадке, которую сыграла актриса Татьяна Распутина, уже писали много и подробно. Я лишь вкратце расскажу для тех, кто ни знает, как это было.

Дело в том, что у Распутиной была грудь обычного размера, а режиссёру нужен был размер не меньше пятого. Сначала костюмеры решили в большой бюстгальтер вложить пакеты с водой. Но во время первого же дубля один из них не выдержал зажигательного танца актрисы и лопнул. Пока сохло платье, стали искать другой возможный наполнитель. Перепробовали разную крупу и остановились на манке.

Когда начали снимать очередной дубль, бретельки бюстгальтера не выдержали веса, и замок оборвался. Чтобы не останавливать съёмки на замену бюстгальтера, бретельки узлом завязали на спине актрисы. Внимательный зритель в одном из кадров мог этот узел под платьем заметить.

В этом году исполнилось 46 лет со дня премьеры картины, а интерес к ней не ослабевает до сих пор. Всё новые и новые поколения зрителей становятся поклонниками этой комедии. А наши будущие поколения смогут не только насладиться игрой великих советских актёров, но еще и узнать, как жили обычные люди в СССР. Без приукрашивания, но и без лишнего очернения. И в этом еще одна ценности этой комедии Данелии.

Источник

Оцените статью
Секреты создания шедевра: забавные факты, которые сделали фильм «Афоня» легендой нашего кино
«Нельзя в 58 сыграть 44-летнюю, да ещё и раздеться в кадре!» За что зрители критиковали фильм Владимира Меньшова «Зависть богов»