Семейная драма, которую прибалты переиначили на свой лад

Действие повести Юрия Трифонова «Обмен» происходит в Москве, кинематографисты же перенесли сюжет в Вильнюс.

Адаптировали и имена героев: в книге семейная пара — это Лена и Виктор, на экране супруги стали Линой и Витасом. А вот название осталось оригинальным:

режиссёр Раймондас Вабалас решил не отказываться от слова «Обмен», так как обмен квартиры стал ключевым в этой драме.

К концу семидесятых годов Раймондас Вабалас был уже известным литовским режиссёром и неоднократно пробовал себя как сценарист.

В повести Трифонова, вышедшей ещё в 1969 году, его привлекли центральные персонажи: семья, в которой верховенствует пробивная жена, и муж, вроде бы принципиальный и гордый, но всё равно покорно следующий за супругой.

В тандеме с драматургом Пранасом Моркусом Вабалас написал сценарий, главной задачей поставив отталкивающую демонстрацию стремления к материальным благам.

«Прежде всего мы хотели исследовать самое это явление, верно и глубоко понятое писателем, — активное, убеждённое, жестокое мещанство, которое разъедает иные незрелые души, заставляет идти на нравственные компромиссы, калечит и тех, кто поступается чем угодно ради материального благополучия, и их близких», —

так говорил о будущей картине режиссёр.

Сюжет и в самом деле показывал, как неприглядно может выглядеть желание жить хорошо. Семья Лины, Витаса и их дочки-школьницы ютится в комнате. Лина мечтает о собственной квартире, но пока реализовать мечту невозможно.

На семейном празднике Витас встречается со старым другом, который планирует устроиться в министерство, где работает отец Лины, и женщина обещает похлопотать за товарища. Через некоторое время выясняется, что

в министерстве действительно есть вакансия, правда, благодаря влиятельному отцу Лины её занимает Витас.

Да, он, конечно, мучается моральными проблемами, ведь он хотел помочь другу, но его теперешняя должность предполагает получение вожделенной квартиры. Кроме того, Витаса точит ещё один трагический вопрос: его мать тяжело больна.

Но даже эту ситуацию Лина хочет повернуть в нужное русло: их комнату и квартиру матери Витаса она предлагает продать, чтобы купить квартиру побольше и жить вместе.

Лину не смущает, что пожилая женщина находится на смертном одре и догадывается о замысле невестки, все мысли Лины подчинены главному — любой ценой решить квартирный вопрос.

Ну а зрителям предстоит понаблюдать, сможет ли Витас наконец проявить принципиальность или снова пойдёт на поводу у жены.

В картине Раймондас Вабалас занял актёров большей частью литовских, хотя несколько ролей отдал московским исполнителям. В образ Лины идеально вписалась Валентина Титова, Витаса сыграл Гирт Яковлев (в титрах его фамилия указана на литовский манер — Яковлевс),

в роли матери Витаса — Регина Зданавичюте, родителей Лины (в оригинале — Лукьяновых, по фильму — чету Жилюсов) — Вия Артмане и Альгимантас Масюлис.

В роли Стасе (в повести Тани), старой знакомой Витаса, с которой его связывают запутанные и, похоже, давние отношения, — Регина Разума, а его дедушкой, талантливым, именитым, уважаемым врачом, стал Леонид Оболенский.

Интересно, что

в титрах указали и актёров, озвучивших литовских коллег, что бывало не так уж часто.

Голоса героям подарили Александр Демьяненко, Игорь Ефимов, Людмила Чурсина, Галина Чигинская. Ещё более занятно, что переозвучили и Леонида Оболенского, он в «Обмене» говорит голосом не менее знаменитого коллеги Евгения Лебедева.

Отдельно отмечу эпизодическую роль Владимира Басова. Басов предстал в образе Лёвы, коллеги Витаса и Стасе по министерству, деловитого, пронырливого и говорливого персонажа, который готов оказать помощь в обмене квартиры.

Лёва появляется всего на несколько минут, но Владимир Басов и столь незначительного персонажа сумел сделать запоминающимся.

Снимали «Обмен» в Вильнюсе. Режиссёру пришлось пожертвовать частью сюжетных линий, имевшихся в повести, чтобы сохранить динамику, в это было правильным решением:

лента получилась незатянутой, хотя в известной степени и с предсказуемым финалом.

Вышла она в начале 1979 года, но серьёзного зрительского интереса не привлекла. Киноведы же отметили, что

в сравнении с повестью фильм более прямолинеен и лишён полутонов.

И если произведение Юрия Трифонова заставляло читателей после финала всмотреться в собственную душу, то кино стало просто сюжетом, прошедшим перед глазами.

Сюжетом непростым, но всё же отстранённым, случившимся в чужой жизни. От себя могу добавить, что фильм неплох и Валентина Титова прекрасна в своей безапелляционности.

Оцените статью
Семейная драма, которую прибалты переиначили на свой лад
«Целая постройка на голове»: 12 невест со слишком оригинальными свадебными прическами