«Семнадцатый трансатлантический», раскритикованный за нелепость в названии

Героическая лента «Семнадцатый трансатлантический» (1972) посвящена войне, а точнее одной из её составляющих — арктическим конвоям, которые привозили в СССР такое нужное вооружение.

Тема эта в кино затрагивалась крайне редко, так что «Семнадцатый трансатлантический» в каком-то смысле кино уникальное.

Увы, большой популярности картина не снискала, её заслонили другие военные драмы, вышедшие в тот же год. Хотя снят фильм интересно, в нём много эффектных батальных морских сцен, да и сюжет не избит.

Замысел снять ленту о конвое PQ-17, самом, наверное, известным, причём трагически известным, принадлежал писатели Константину Кудиевскому, который в годы войны служил на Северном флоте. Кудиевский написал сценарий, а реализацией занялся режиссёр Владимир Довгань.

С Кудиевским он был отлично знаком: впервые коллеги встретились ещё в конце пятидесятых, когда Довгань экранизировал повесть Кудиевского «Обгоняющая ветер». Потом они сотрудничали ещё пару раз, а «Семнадцатый трансатлантический» стал их четвёртой совместной работой.

В основе фильма — реальные исторические события лета 1942 года.

В конце июня из Исландии выходит лендлизовский конвой PQ-17, состоящий из 35 судов, включая два советских корабля — «Донбасс» и «Азербайджан». В фильме оба они представлены одним собирательным «героем» — судном «Кузбасс».

При проходе через Баренцево море корабли охранения по приказу английского адмиралтейства бросают конвой, убоявшись грозного немецкого линкора «Тирпиц». Конвой расстреливает немецкая авиация.

Попутно развиваются события на собственно «Кузбассе», где под командованием капитана Лухманова жизнь идёт своим чередом. На борту «Кузбасса» присутствует английский лейтенант Митчелл, подружившийся с командой.

День Рождения Митчелла приходится на время перехода, и он душевно празднует его в компании советских моряков.

Позже, осознав, что конвой остался без прикрытия из-за действия англичан, Митчелл разочаровывается в своём командовании, открытым текстом посылает злую телеграмму в адрес начальства и запирается в каюте, сгорая от стыда перед советскими коллегами.

Команда «Кузбасса» сопротивляется обстоятельствам, помогает американским и английским матросам, чьи корабли пострадали от обстрелов и всё-таки уходит от фашистов, потеряв часть команды.

Фильм «Семнадцатый трансатлантический» — мужской, единственная женская роль здесь досталась Ольге Матешко, любимой женщине капитана лухманова, которая возникает в его воспоминаниях и ждёт его на берегу.

Самого капитана Лухманова сыграл Александр Лазарев (и, по мнению многих, это одна из лучших его ролей).

В роли Митчелла — актёр Малого театра Валерий Бабятинский. В кино он появлялся нечасто, но на родную сцену выходит уже 60 лет.

Мудрого помполита сыграл Константин Параконьев, также более известный как театральный актёр.

Небольшие роли получили Алексей Кожевников и Борислав Брондуков.

Съёмки «Семнадцатого трансатлантического» были масштабными и прошли на разных концах страны. Сначала часть эпизодов отсняли на Чёрном море. Потом киношники работали в Киеве, на киностудии имени Александра Довженко, которая и снимала фильм.

В Киеве в павильоне имелся единственный в СССР громандный бассейн с отрисованным фоном, идеально подходящий для комбинированных съёмок. Там, например, группа создала сцена пожаров на кораблях конвоя.

А летом 1971 года группа отправилась в Мурманск, порт которого превратили в съёмочную площадку. А роль «Кузбасса» досталась кораблю «Художник Крайнев», который тщательно «загримировали».

Другие суда конвоя сыграли суда Северного флота, и их тоже пришлось задекорировать, чтобы они походили на корабли времён Великой Отечественной.

Консультировал кинематографистов вице-адмирал Николай Иванович Ховрин, первый заместитель командующего Северным флотом. А в массовых сценах снимались моряки и самые обычные жители Мурманска.

Вышедшая осенью 1972 года, спустя 30 лет после трагедии с конвоем PQ-17, военная драма «Семнадцатый трансатлантический» зрителям пришлась по вкусу, хотя в число кинохитов и не попала. Критики же встретили её прохладно, и одной из претензий было то, что в название закралась ошибка, ведь

«трансатлантический» подразумевает переход через Атлантику, в реальности же конвой шёл через северные моря, а вовсе не через Атлантический океан.

Любопытно, что примерно в то же время писатель Валентин Пикуль писал роман «Реквием каравану PQ-17», рассказывающий о той же истории (в своё время именно благодаря Валентину Пикулю я узнала о конвое PQ-17).

А уже в новом веке роман перенесли на телеэкран в виде сериала «Конвой PQ-17», который, насколько я знаю, был раскритикован. Сериал я не смотрела, поэтому высказаться на его счёт не могу. А вот «Семнадцатый трансатлантический» — кино добротное и интересное, лишённое пафосности и плакатности и тем и привлекающее.

Оцените статью
«Семнадцатый трансатлантический», раскритикованный за нелепость в названии
Фильм «Девчата». Анфиса — она особенная