В 1939-1940-х гг. изменился силуэт — чуть завышенная талия, актуальная для первой половины 1930-х, оказалась на привычном месте, подол сделался намного короче и юбка теперь не обрисовывала бёдра, но была слегка расклешенной.
Это достигалось, в частности, плиссировкой (у Шурочки в одной из сцен юбка с крупным плиссе). Плечики стали ещё шире и главное — жёстче. Фигура стала напоминать две трапеции, соединённые в области талии. Причина? Война.
Это — стиль униформы, причём, американской — страны, которая в 1939 года сделалась центром моды, ибо в Европе шли бои, тогда как Голливуд и нью-йоркский Бродвей оказались далеко от эпицентров.
Историки моды разделились во мнениях: одни полагают, что форма стала прототипом гражданского платья, тогда как их оппоненты убеждены, что армейский вариант — продолжение того, что было в относительно мирное время, когда США ещё не вступили в войну.
Но это уже спор профессионалов. В любом случае ощущение казармы присутствует и не так важно, что было в начале. В фильме — три модницы, две молодые-прекрасные, то есть сёстры Мурашовы, и одна — карикатурная — соседка-маникюрша.
Все три одеваются в плечистые жакеты, платья, блузы и резко подчёркивают талии — до этого пояса были скромные, тонкие и часто того же цвета, что и наряд.
С 1939 и — особенно 1940 года пояса широкие и броские. Этакая фантазия на тему …солдатского или офицерского ремня. Получился строгий и собранный силуэт, несмотря даже на бантики и буфы рукавов.
Короткие жакетики, в которых появляются Шурочка и Галина, в принципе, характерны для этого десятилетия — чем короче “верх”, тем ноги кажутся длиннее. У маникюрши мы видим летний комплект, где жакетик сшит из той же ткани, что и платье.
Такую же красоту можно увидеть у Фаины Раневской в комедии “Подкидыш” (1939), разве что крупные дамы не носили укороченный вариант. Также мы наблюдаем у маникюрши стильную и — мало кому подходящую конусообразную шляпку.
На картинках она выглядела эффектно, а в реальности никого особо не украшала. Впервые это чудо появилось в коллекциях Эльзы Скиапарелли, которая, в принципе, не создавала массовую моду, ибо считалась …сюрреалисткой.
Большинство женщин в таком головном уборе казались клоунами. У Галины шляпа, напоминающая мужскую, но с кокетливой ленточкой — тоже один из трендов 1930-х, но уже не сюрреалистический, а — реалистический.
На излёте 1930-х вышли из моды короткие волосы — этот “бич” эпохи. Общество, хоть и не без сопротивления, но за два десятка лет успело привыкнуть к “мальчишеским” стрижкам у молодых девиц и — …не юных леди.
Однако именно перед войной вдруг сделались популярны сложные укладки — всевозможные “улитки” и “виньетки”. В 1940-1941 гг. волосы отращивали ниже ключиц и активно завивали, а потом локоны становились всё длиннее, до самых плеч — как у голливудской дивы Риты Хейворт или у венгерки Марики Рёкк.
Тут было нечто иррациональное — чем сложнее была жизнь, тем меньше хотелось иметь стриженый затылок.
Жизнь в СССР 1939-1941 гг. сделалась, можно сказать, зажиточной. Все, хотя и готовились к оборонительным сражениям, но обустраивали своё жилище, посещали рестораны и закусочные, в магазинах (впервые после НЭПа) стали свободно лежать дорогие ткани, вроде панбархата на шифоне.
Появлялось кино о “сытом обществе” — “Моя любовь” (1940), “Светлый путь” (1940), “Иван Антонович сердится” (1941). Потом, уже после великой Победы, все мечтали вернуть именно эту жизнь — ту, что была с 1938 по июнь 1941 года.