Пикантно, что скандальная «Интердевочка» (1989) была выпущена в том же году, но Таньку Зайцеву и теперь вспоминают, а вот купеческую жену Веру Филипповну – почти никогда, хотя, как произведение искусства, фильм «Сердце не камень» гораздо сильнее, а сама Яковлева невероятно органична в образе тонкой-звонкой, несчастной и при том – сострадающей героини. Она так легко произносит фразу, что ничего хорошего в жизни не видывала, что это не кажется рисовкой.
Итак, перед нами типовое семейство из вселенной Островского – пожилой супруг-негоциант Потап Потапыч (Иннокентий Смоктуновский!!!) да молодая супруга его. Она – из бесприданниц, взята замуж была юной девушкой, ибо не могла и не смела ослушаться маменьку.
Сейчас ей чуть за тридцать. Потап Потапыч жену уважает за святость и послушание, но она вообще не вызывает его интереса. Он обожает развлечения, цыганские хоры, выпивку и прочие бесчинства.
Удивительно, как в этой «маске» раскрывается наиболее утончённый артист нашего кино! Как обычно в историях Александра Островского, здесь базой является некий юридический момент. В данном случае, составление завещания Потапом Потапычем.
Не буду пересказывать все правовые коллизии (как обычно имеется и наследник по закону — тунеядец-племянничек с вульгарной красавицей-женой), но в финале всё достаётся кроткой Вере Филипповне.
Причём ещё до кончины супруга, который, получив инсульт (в ту эпоху говорили — удар), оформляет дарственную. На всю эту юриспруденцию накручивается и любовная тема – симпатичного приказчика Эраста (у Островского он Ераст, но не суть) втравливают в нечестные игры по дискредитации Веры.
Кстати, в фильме Эраст выглядит намного моложе купчихи, но по факту Андрей Ташков аж на четыре года старше Елены Яковлевой.
Смысл в том, чтобы Эраста застали с Верой Филипповной, и муж, впав в неистовство, лишил бы скромницу всего и вся, а, может, и развёлся бы.
Тогда все миллионы автоматически достанутся племяннику – бездельному игроку и моту Константину (Станислав Садальский, умеющий, как никто изображать мерзковатых и трусоватых персонажей). Отлично показано, как разница мировоззрений не дозволяет даже понимать людей с другим смыслом бытия.
Вера Филипповна – существо не от мира сего. Мало знает, сильно чувствует. Мыслит категориями божественной любви. Мне тоже не нравится её всепрощение, но для Островского это – идеал женщины.
Одно неясно – почему эта мрачная и тяжёлая фабула названа им «комедией». Впрочем, мне тут написали в комментариях, что, если у Островского никого не убивают (или не самоубиваются) по ходу дела, это уже хорошо, уже …комедия.
Единственный комический момент – когда Потап Потапыч, вместо своей оболганной жены, обнаруживает у приказчика другую даму, супругу своего племянничка Ольгу (её играет Мария Смоктуновская, дочь великого актёра).
Да и то со смеху получает кровоизлияние. А так – печальная вещь — и пьеса, и фильм. Сумрачности добавляет серовато-коричневая гамма киноверсии. Но вообще, «Сердце не камень» можно посмотреть хотя бы из-за актёрского ансамбля, а он там великолепен.