«Серёжа» — о том, как повезло мальчику

Один из лучших фильмов о детстве – «Серёжа» (1960) был снят молодыми режиссёрами – Игорем Таланкиным и Георгием Данелией по одноимённой повести Веры Пановой, и, если крепкая, хорошо написанная книга сейчас редко вызывает интерес, то её киновоплощение прошло испытание временем.

А уж фраза: «Дядя Петя, ты дурaк?» и вовсе перешла в разряд мемов. Да, я там нашла «пасхалку», как это теперь называют (о ней в постскриптуме).

Но сейчас хочется поговорить о самом Серёже, которому невероятно повезло, что его мама нашла Коростелёва.

К слову, отчимы гораздо чаще становятся друзьями своим / «чужим» детям, нежели мачехи, но даже на обще-благополучном фоне Дмитрий Корнеевич Коростелёв – это подарок.

Нет, это – дар мальчику, вынужденному рано повзрослеть – он почти не капризен и уже видит насквозь «этих женщин», которых надо понять и простить.

Он любит и красивую мать и добрую бабушку, но Коростелёва он полюбил ещё больше. Потому что отчим и сам любит его сильнее, чем холодноватая и отстраняющаяся мать.

Возможно, я ошибаюсь, но Марьяна (мать Серёжи) относится к ребёнку, как к тому самому «прицепу», что мог бы помешать её дамскому счастью.

Для меня было дикостью, когда мальчика оставляли бабушке, пусть очень заботливой, но не могущей стать него центром вселенной. А сами едут в Холмогоры.

Мол, там и без тебя – трудно, тогда как новорождённого Лёню берут с собой. Серёжа и так мучается от стандартной в этих случаях сыновней ревности, а тут ещё и такое предательство.

Напомню, что старшему сыну не шестнадцать лет и даже не десять, он ещё дошколёнок и разрыв с родителями для него – катастрофа.

И, если бы не Коростелёв, парень получил бы психотравму – до семи лет малыш воспринимает себя чем-то общим с матерью. Она и так его не сильно балует.

Ещё противный момент – как раз с «дурaком дядь-Петей». При Марьяне грубо и подло унизили её ребёнка – тот защитил себя сам, хотя, это задача родительницы.

Серёжа ещё не вступил в тот возраст, чтобы «набить мoрду», а если маман устранилась, он взял на себя её функцию.

Реакция была неадекватной – Серёжу объявили виноватым, то есть показали, что быть терпилой – это нормальный путь, иначе расстроишь мамочку.

И опять же, если бы не Коростелёв, чётко сказавший, что пацан прав, был бы нанесён ещё и один психологический удар. По сюжету маменька – сельская учительница, но почему же она не знает основ детской психологии?

Или знает, но ей без разницы? В общем, повезло Серёже – умный и сильный отчим-начальник не даст пасынка в обиду, а Марьяна больше всего боится потерять такого мужа.

P. S. А вот теперь – пасхалочка. У Серёжи есть взрослый приятель, которого воспитывает сварливая, но, в общем-то недурная тётка. Ему 14 лет, он двоечник-шалопут, не любит учиться, но руки на месте.

Этот Женька уезжает в город, чтобы поступить в ремесленное училище. Говорит: буду жить, как Бог и перечисляет культурные «пряники» городской жизни.

Тётка плачет и просит не забывать. У меня ещё в детстве возник вопрос: «Станет ли человеком? Не забудет ли тётю?»

Данелия ответит и на этот вопрос, создав в середине 1970-х своего «Афоню». Только имена разнятся, а так – всё едино и по датам-возрасту примерно совпадает.

В общем, станет Женька таким «Вольдемаром», успевающим «и в фонтаны нырять, и на танцах драться», а тётка помрёт в одиночестве… К слову, Борщов не писал ей ещё и потому, что не мог сообщить о себе ничего блистательного.

Оцените статью