Шляпы Мачехи и дочек — откуда взялись?

Если вы хотя бы раз смотрели советский вариант «Золушки» (1947), то наверняка обратили внимание на головные уборы Махехи и её дочек.

Я имею в виду соломенные корзиночки с искусственными фруктами (в детстве казалось, что настоящие). Многие это пытались нарисовать, ибо очень уж красиво, необычно, эффектно. Я тоже рисовала что-то эдакое в отрочестве.

У меня возник вопрос: есть ли исторический аналог этой феерии?

Мне доводилось читать разбор, где автор относит эти конструкции к галантному столетию – а если быть точными – к временам Марии-Антуанетты, когда высокие причёски декорировались …да чем только они не декорировались – от садов до фрегатов.

В другом разборе историк моды Марьяна Скуратовская говорит об эстетике Ар Нуво, а по нашему – Серебряного века с его небольшими, но причудливыми шляпами, которые также бывали украшены ягодами, листьями и так далее.

Всё это смешивалось с бантами-лентами-пёрышками.При этом я могу точно сказать, что эстетика фильма «Золушка» – это сталинский Большой Стиль в его наиболее мощном исполнении.

Второе такое же чудо, но уже о «реальной жизни» – кинокомедия Григория Александрова «Весна» (1947), что характерно, снятая в то же самое время.

Вот эти фрукто-шляпы – логическое продолжение каменных гирлянд и рогов изобилия, что присутствовали в оформлении ВСХВ-ВДНХ, московского метро, дворцов культуры и тех пышных домов, что и ныне зовут «сталинками».

Большой Стиль, конечно, выдумали не при советской власти. Grand Manière – это сочетание классицизма с барокко, стиль эпохи Людовика XIV, но сталинский вариант гораздо ближе к этому образцу, чем к нео-ампиру, коим называют всё наше искусство второй половины 1930-х – начала 1950-х.

Классицизм + барокко — наиболее выразительное созвучие, позволявшее славить короля (и генерального секретаря).

К слову, сказку «Золушка» Шарль Перро написал в 1697 году – в разгар того самого Le style Louis Quatorze, да и вообще в нашей жизни всё взаимосвязано. Но и не только это!

В любом журнале мод 1940-х годов вы найдёте круглые шляпки, поля которых загнуты сильно вверх, чем создавался эффект «корзиночки». Правда, туда никто ничего не складывал.

Имелись также летние шляпы из соломки – приблизительно того же фасона. Больше того, в одном из кинофильмов начала 1950-х годов – «Калиновая роща» (1953), снятом по пьесе Александра Корнейчука, я обнаружила …практически такую же шляпу, как у Мачехи & дочек. Корзинка того же плетения, закреплённая на голове лентой.

Увы, тоже без фруктов. Но, судя по всему, авторы костюмов «Золушки» из мастерской «Ленфильма» опирались на конкретный фасон, подсмотренный ими или в журнале, или на подиуме.

Вероятно, он (фасончик) их очаровал и насмешил одновременно. Да, насчёт того, что все платья-парики-камзолы, якобы – немецкие, трофейные – враньё.

Конечно, в Третьем Рейхе любили снимать помпезные ленты о галантных временах и Людовиках, но в данном случае – нет, платья не из геббельсковского Бабельсберга. Клевета.

Наряды, кажущиеся и теперь, восхитительными, делали в послевоенном Ленинграде, часто из того, что было – как героиня этой сказки «розу — из атласных лоскутков».

Оцените статью
Шляпы Мачехи и дочек — откуда взялись?
«Комбинация»: что стало с участницами самой популярной девичьей группы 90-х