Шпионский детектив, который смотрели с упоением, а потом забыли

«Почему американцы так любят лавры, а все неприятности оставляют своим союзникам?» — этот вопрос одного из персонажей фильма «Пятьдесят на пятьдесят» (1973) сегодня чертовски актуален, хотя сама лента о советском разведчике, внедрившемся в логово бриатнской разведки, уже отметил полувековой юбилей. Снял его режиссёр Александр Файнциммер, кинематографист, который стоял у истоков советского кино. Кстати,

Файнциммеру на момет съёмок было уже под 70, однако детектив у него получился совсем не скучным, увлекательным и динамичным (объективности ради — и слегка фантастичным в части неуязвимости советского разведчика).

Бесспорное украшение истории — Василий Лановой, играющий главную роль, который хорош и в больничной палате, и во время автомобильной погони, и за разговором с эффектной помощницей главы британской разведмиссии.

Александр Файнциммер к семидесятым годам был одним из самых именитых и уважаемых режиссёров. Причём за свою длительную карьеру он не раз экспериментировал с жанрами. В его фильмографии есть такое разноплановые работы, как героическая драма «Пятьдесят на пятьдесят» (1955), комедия «Девушка с гитарой» (1958), приключенческий детектив «Трактир на Пятницкой» (1978), который до сих пор приводит зрителей в восторг. «Пятьдесят на пятьдесят» появился на волне интереса к историям из жизни разведчиков, своеобразную моду на которые задали ленты «Мёртвый сезон» (1968) и «Ошибка резидента» (1968). Сценарий написали Зиновий Юрьев и Игорь Иров. Интересно, что первый был довольно известным фантастом (может, поэтому главный герой непобедим, а кое-кому в нём даже видятся намёки на неубиваемого Джеймса Бонда?), а второй — экс-сотрудником КГБ. Итак, американская и британская разведки совместно готовят диверсию на советском предприятии. Но операция с названием «Мельница» под угрозой: связной в Подмосковье был раскрыт сотрудниками КГБ и, убегая от них погиб под колёсами электрички. Однако западные шпионы завербовали другого советского гражданина. На встречу с ним в ГДР отправляют Роберта Маллинза, шпиона опытного и хитрого. Но Маллинз не знает, что его фактически отдают на заклание советской разведке: уже рассчитано, что его раскроют.

Так и происходит, и Маллинз, оказавшись в руках советских специалистов, рассказывает известные ему подробности операции. И теперь под его именем начинает действовать советский разведчик Волгин, отправляющийся в Западный Берлин.

Между тем, до планируемой диверсии остаётся всего пять дней, и за это время Волгину нужно узнать имя нового завербованного агента и раскрыть суть операции.

Конечно же, это отнюдь не просто, Волгин едва не лишится уникальной зажигалки-фотоаппарат, поучаствуте в погоне на автомобиле, потом попадётся в руки британских шпионов, но сумеет не только сорвать операцию «Мельница», но и вернуться домой.

Надо сказать, что в ленте две женские роли, да и то второстепенные, а вот все мужские роли сыграли актёры популярные и хорошо знакомые аудитории. В роли Волгина — Василий Лановой, а его оппонента, руководителя британской разведывательной миссии Роуза, сыграл Владимир Осенев, многолетний коллега: оба актёра всю жизнь прослужили в московском Театре Вахтангова.

В роли сдавшегося Маллинза — Игорь Ледогоров, а главу представительства американской разведки в Западном Берлине — Михаил Погоржельский.

Маленькие роли получили Александр Вокач, Евгений Весник,

Павел Винник, Виктор Шульгин, Николай Волков-старший, Владимир Козел, Геннадий Юдин.

Женские роли сыграли Ирина Скобцева (офицер связи Барбара, помощница Роуза и страстная коллекционерка зажигалок)

и Наталья Величко (связная Волгина и участница финальной части провёрнутой им операции).

К числу интересных фактов причислю такие. В роли помощника Роуза можно увидеть боксёра Аскольда Лясоту, многократного чемпиона республики, в качестве танцоров в кафе предстали танцовщики Альвиан и Людмила Гайдаровы.

Мальчика-посыльного, который появляется в самом начале с телеграммой руке, сыграл милый парнишка, буквально выросший на киностудии «Мосфильм», где его мама работала помощницей режиссёра. Через год этот школьник удачно пройдёт пробы и в одночасье станет знаменитым на всю страну. Это не кто иной как Серёжа Шевкуненко, он же принципиальный пионер из дилогии «Кортик» (1973)-«Бронзовая птица» (1974). Строго говоря, это, конечно, трилогия, но в третьей части Шевкуненко не снимался. К сожалению, перспективного и неглупого парня слава испортила, он свернул не туда, а в девяностые и вовсе стал криминальным авторитетом и возглавил ОПГ и в 35 лет ушёл из жизни.

Ну и ещё один эпизодический персонаж, которого нельзя не упомянуть, — пьянчужка из шашлычной, который нарвался на драку с реальным Маллинзом. В этом роли — Борис Сичкин, незабываемый Буба Касторский из фильмов о неуловимых мстителях.

Есть версия, что «Пятьдесят на пятьдесят» как-то быстро исчез из поля зрения, несмотря на то, что принят был очень хорошо, из-за проблем с законом и эмиграции Бориса Сичкина в 1979 году, но подтверждений этому нет.

Особенностью ленты «Пятьдесят на пятьдесят» стали съёмки не только в ГДР, но и в Западном Берлине, пусть и эпизодические. Считается, что это первый фильм, где вообще говорилось о Западном Берлине и где показали кадры из него.

В прокате детектив появился весной 1973 года. Зрители оценили его высоко, в том числе и потому, что лента напичкана приключениями главного героя, но критики были сдержаннее и, что любопытно, примерно по той же причине:

слишком уж много замысловатых задач пришлось решить Волгину за очень уж короткий срок.

Такой путь, однако, почти не отражает действительности и в каком-то смысле искажает представления о работе настоящего разведчика. В своё время Рудольф Абель, разведчик-нелегал и человек-легенда, писал:

«Очень огорчают меня иные книги… Невероятные ситуации, стрельба, потасовка, погоня — создаётся впечатление, будто успех разведчика решает его умение выстрелить на полсекунды раньше противника… В 99 случаях из 100, если разведчик вынужден стрелять, это означает, что он провалился и с боем уходит со своей позиции. И вот описывается именно это, а не то, что разведчик — без стрельбы! — осуществляет своё умное дело».

«Пятьдесят на пятьдесят», надо сказать, Рудольф Абель уже не увидел, он скончался в 1971 году.

А вы помните этот детектив? Нравятся ли вам такие интерпретации реальной жизни? И также хочу поинтересоваться мнениями по поводу недавно вышедшего сериала «ГДР», где действие происходит уже сильно позже, но тоже связано с разведкой. Если уже познакомились с ним, то рекомендуете ли?

Оцените статью
Шпионский детектив, который смотрели с упоением, а потом забыли
Что осталось за кадром съемок киноленты «Дамы приглашают кавалеров»: Смогла ли Марина Неелова найти свою половинку