Как ни крути, а сейчас у нас всё упирается в деньги. Если раньше многие даже прославленные именитые актёры могли сниматься чуть ли не за саму идею, то сейчас в кино в основном ради заработка, ради славы и денег. Что уж тут поделать, так сменились ценности новых поколений.
Вступление получилось слегка затянутым, но это просто достаточно важный контекст для понимания следующего разбора сцены из советского сериала, хотя скорее многосерийного фильма, «Вечный зов», первая часть которого вышла на малые экраны в 1973, а вторая в 1983. Мы тут не будем детально останавливаться на пересказе всего сюжета двух частей, потому как нас интересует конкретно одна история взаимоотношений между Анфисой, сыгранной Тамарой Сёминой, и Кирьяным Инютиным в исполнении Андрея Мартынова.
Давайте начнём слегка издалека. Анфиса ещё с юных лет была влюблена в Фёдора Савельева, при этом так уж сложилась судьба, что узами брака она связана с Кирьяном. Разумеется, любви Фёдора и Анфисы всё нипочём и поэтому они продолжают встречаться за спиной у мужа Кирьяна. Хотя Инютин ведь совсем неглупый и прекрасно всё понимает, при этом продолжая безответно любить Анфису на протяжении долгих лет.
Дошло до того, что после начала ВОВ Кирьян добровольцем отправляется туда, потому что он уже не хочет жить, а лучше уж тогда отдать свою жизнь за Родину, чем «уйти» просто так. А если у него чудом получится выжить, то Анфиса может не беспокоиться – он не планирует к ней возвращаться.
В этот самый момент Анфиса под совершенно другим углом взглянула на свои взаимоотношения с Фёдором и Кирьяном. Первый всё время бегал между ней и его собственной супругой Анной, даже не пытаясь уйти от неё долгое время. А когда он всё-таки удосужился это сделать – Анфиса отказала ему, ведь она будет дожидаться своего мужа Кирьяна.
У Кирьяна тем временем в жизни все сложно – после чудом пережитых событий он остался без ног, а когда его увезли в госпиталь так вообще хотел покончить со всем этим. То ли к счастью, то ли к несчастью, у него получилось вернуться домой и об этом узнаёт его жена Анфиса. Само собой, Кирьян совсем не рад видеть супругу, не желая, чтобы она оставалась с ним только из-за чувства жалости.
И так мы плавно подходим к той самой сцене, когда Анфиса и Кирьян встречаются на вокзале. В этот самый момент Сёмина выдаёт гениальную актёрскую игру. Она вообще словно не играет, а живёт образом Анфисы. Её отчаянные попытки догнать Кирьяна, крики и то, как она со слезами на глазах крепко прижимается к нему – в плане актёрского исполнения это вообще одна из лучших сцен мирового кино на моей памяти.
Насколько хорошо Сёмина отыграла конкретно в этот момент, словно она сама пережила то же самое, что и Анфиса. Мартынов, само собой, справился отнюдь не хуже.
Эта сцена восхитительна «от» и «до». Отличный образец того, что в Советском Союзе люди становились артистами не просто так, а потому что искренне горели этим. Да и набирали тогда на главные роли не просто кого попало, детей режиссёров или чиновников – а самых настоящих творцов, артистов, с помощью своей игры заставляющих зрителя испытывать самые разные эмоции.
Определённо лучший момент во всём фильме, а вместе с тем и один из лучших во всём отечественном кино в принципе. Видно, что тогда актёры по-настоящему любили своё дело и отдавались ему полностью. Жаль только сейчас подобное увидишь очень редко.