«Синяя птица»: как Элизабет Тейлор почти год прожила в СССР

43-летняя актриса снималась в Ленинграде в сказке по пьесе Мориса Метерлинка в совместном советско-американском фильме и узнавала жизнь в Советском Союзе изнутри.

Элизабет Тейлор — одна из легенд Голливуда : она первой получила гонорар в размере миллиона долларов за фильм «Клеопатра», а картины с её участием регулярно становились хитами в прокате.

Личная жизнь актрисы и семь её браков неизменно приковывали внимание поклонников. В СССР актрису любили не меньше, чем на Западе, но мало кто знает, что Тейлор несколько месяцев прожила в Ленинграде и других городах страны.

В 1975 году советско-американская съёмочная группа приступила к работе над киносказкой «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка.

На главные роли были приглашены голливудские и советские звёзды. Элизабет Тейлор воплотила образы матери, колдуньи и материнской любви.

Митиль и Тильтиль сыграли Пэтси Кензит и Тодд Локинланд, Маргарита Терехова перевоплотилась в Молоко, Георгий Вицин в Сахар, Джейн Фонда была Ночью, Игорь Дмитриев — Удовольствием Быть Красивым, а Людмила Ксенофонтова — Удовольствием Ничего Не Знать.

Постановку фильма поручили Джорджу Кьюкору, автору картины «Газовый свет» и лауреату «Оскара» за «Мою прекрасную леди». Продюсеры рассчитывали, что пьеса «Синяя птица»

На съёмки было выделено 12 миллионов долларов, а проходили они как под Ленинградом – в Павловске и Пушкине, так и в Москве, Риге и Ялте.

Советские руководители кино тщетно пытались адаптировать голливудских звезд к спартанскому быту.

К удивлению многих, Джейн Фонда практически не создала хлопот организаторам съёмок – она принимала все условия проживания и спокойно штопала свои колготки, когда не находилось новых.

Тем не менее, споры Джейн, которая активно поддерживала левые идеи и пыталась критиковать понимание основ марксизма советскими людьми, не улучшали настроения чиновников.

Элизабет Тейлор не отличалась неприхотливостью притязаний, поскольку была одной из самых высокооплачиваемых и популярных голливудских звёзд.

К тому же актриса в СССР заболела дизентерией и вспоминала опыт лечения как один из самых ужасных в жизни. Советские врачи в масках, фартуках и шапочках показались ей похожими на мясников: «Правда, я и без того бредила.

Мне показалось, что они приехали за мной, чтобы отвезти меня на бойню», — рассказывала Элизабет через несколько лет. Тейлор быстро выздоровела и продолжила сниматься, но работа с ней осложнилась другим обстоятельством.

Режиссёр и операторы заметили, что актрису веселит употребление апельсинового сока, и быстро выяснили, что звезда щедро наливает туда водку.

Несколько раз приходилось переносить съёмки из-за того, что водки в соке Тейлор оказалось слишком много.

Тем не менее, партнёры по картине с уважением отзывались о профессионализме Элизабет и отмечали, что почти все сцены она удачно снимала с одного дубля.

Тейлор не позволяла себе халтурить и безупречно выполняла поставленные режиссёром задачи. Фильм сняли в запланированные сроки, и продюсеры рассчитывали на шумный успех «Синей птицы».

Их надежды не оправдались – достичь популярности «Дерсу Узала» не удалось. Более того, картина фактически провалилась в прокате, не собрав и одного миллиона долларов.

Ни зрители в СССР, ни кинокритики также не оценили фильм. К артистам не было упрёков – по единодушному мнению критиков, Джордж Кьюкор не смог реализовать замысел.

К тому же восхищающая зрителей более ста лет на сценах театров пьеса Метерлинка потеряла свое волшебство и обаяние на экране.

Тем не менее, «Синяя птица» осталась своеобразным памятником самому масштабному киносотрудничеству СССР и США в истории.

Оцените статью
«Синяя птица»: как Элизабет Тейлор почти год прожила в СССР
«Чучело» — сложности съемок и судьбы актеров