В «Корсаже» все наоборот – мрачно, жестоко и цинично. И как ни странно, намного ближе к правде…
Дочь баварского герцога Елизавета, вышедшая замуж по любви (что удавалось немногим принцессам) за австрийского императора Франца-Иосифа считается самой красивой женщиной XIX века.
В современной Австрии и Венгрии эксплуатация ее образа (от билетов в музеи и загородные дворцы до сувениров и шоколадок с портретами императрицы) приносит существенный доход казне и опустошает карманы туристов со всего света.
Все привыкли, что если женщина ангельски красива, а Елизавета таковой бесспорно была, то и человек она замечательный. Роми Шнайдер именно такую Сисси и изобразила на экране.
В старых фильмах юная императрица вынуждена бросить вызов закостенелым устоям венского двора и противостоять обману и лицемерию живущих в роскоши правителей.
В этом плане Сисси часто сравнивают с бунтующей принцессой XX века – Дианой Спенсер.
На самом деле тогда просто не знали другую Сисси.
Сегодня, в том числе и на русском языке, опубликованы и исследования историков, и мемуары придворных, по которым можно составить совсем не парадный и не самый приятный портрет Елизаветы Баварской.
Австрийско-немецко-люксембургский фильм «Корсаж» (2022) как раз о такой Сисси.
Эгоистичной, вредной, непостоянной, тщеславной и психически нестабильной. Ненормальной и в отношении общепринятых правил поведения, и в медицинском плане.
Картина посвящена одному году из жизни Елизаветы – 1878-му. Императрице исполнилось 40 лет, и она понимает, что ее красота уходит естественным образом. Но сдаваться она не желает.
По-прежнему затягивает себя в корсеты (шнуровка может занимать до часу времени). Истязает себя спортом и верховой ездой.
Ест две дольки апельсина на обед и отказывается от любимых фиалок в шоколаде. Курит (это правда) и колит героин (а вот это, ничем не подтвержденные слухи).
По три раза в день Елизавета встает на весы и замеряет талию, чтобы удостовериться, что она по-прежнему весит меньше 50 кг и остается «нечеловечески стройной», как однажды сказал о ней один немецкий правитель.
Ее осиная талия в те годы 40 см – меньше чем у 10-летней дочери.
И при этом Сисси откровенно наплевать на окружающих, в том числе на мужа, детей, своих преданных фрейлин (она не разрешает им, своим ровесницам, выходить замуж – иначе по правилам придворного этикета, им придется покинуть императрицу).
«Никто не любит никого» — заявляет Сисси в фильме «Корсаж». Свое отношение к жизни она пытается примерить ко всему мирозданию.
Некоторые наши зрители возмущались, что в фильме показали особенности интимной жизни Сисси.
Почти все там надуманно – о том, чем занимались Елизавета и Франц Иосиф в спальне, и сколько фаворитов было у императрицы, достоверное не знает никто.
Но даже эти моменты в фильме раскрывают нам характер совсем другой Сисси…
Никто не знает, пыталась ли Елизавета безуспешно соблазнить своего двоюродного племянника, баварского короля Людвига II, который предпочитал не принцесс, а конюхов из королевской конюшни.
Но и в фильме, и в жизни эти двое были самыми близкими друзьями, и только они понимали друг друга.
Не менее эксцентричный, чем Сисси, король Людвиг, тот самый, что построил сказочный замок Нойшванштайн в Баварских Альпах, в итоге был признан душевнобольным и лишился престола.
Необычная фишка картины – намеренные анахронизмы, которые мелькают в кадре.
Например, уже упоминавшийся героин, который появился только в 1898 году. Или вполне себе современный трактор – в те времена паровые сельхозмашины были невероятно громоздкими.
В фильме Сисси даже показывает средний палец окружающим, словно мы не в Австро-Венгрии 1878 года, а где-то в современной Америке…
Ну а в концовке фильма, которую можно назвать «Антититаник» (почему – посмотрите), вообще показали современную яхту. И это в эпоху, когда по морю ходили колесные пароходы и все еще многочисленные парусные суда.