При этом по сюжету действие происходит в районе Арбата, а сам тучерез (так называли поначалу небоскрёбы) находится рядом с Тверской, в советские годы бывшей улицей Горького.
Сегодня тучерез, который часто называют «Домом Нирнзее» по имени архитектора, его построившего, никто не причислит в высоткам, но для своего времени это было здание уникальное и по конструкции, и по внешней красоте.
И как раз потому кинематографисты нередко выбирали его для съёмок. Так поступил и Савва Кулиш, когда решил перенести на экран пьесу знаменитого драмаутурга Алексея Арбузова «Сказки старого Арбата»: на верхних этажах дома он поселил героев фильма.
Алексей Арбузов — один из самых успешных авторов, пьесу которого ставились по сему СССР и пользовались успехом. «Сказки старого Арбата» Арбузов написал в 1970 году. Необычность сюжета была в том, что главным героем стал пожилой человек, конфликтующий с сыном и неожиданно влюбляющийся в совсем юную девушку. Люди в возрасте, причём не передовики труда и умудрённые жизнью старцы, а именно обычные, со своими переживаниями и чувствами, не так уж часто становятся центральными персонажами, чаще авторы рассказывали о молодости и среднем возрасте. Однако «Сказки старого Арбата» моментально стали театральным шлягером, шедшим на множестве сцен. К числу лучших постановок сразу же причислили спектакль Ленинградского театра имени Пушкина, где предстал замечательный дуэт Бруно Фрейндлиха и Юрия Толубеева.
Савва Кулиш задумал сделать кино по пьесе в начале восьмидесятых. За сценарием он обратился к самому Алексею Арбузову, а на главную роль пригласил другую ленинградскую знаменитость — режиссёра и актёра Игоря Владимирова. Пикантность ситуации была в том, что
тогда Игорь Владимиров переживал расставание с Алисой Фрейндлих, а Кулиш предложил ему роль, которая сильно ассоциировалась с тестем
Бруно Фрейндлихом, который уже становился бывшим. Тем не менее Игорь Владимиров предложение принял с восторгом. О новой работе он писал:
«И всё же иногда случается чудо. К тебе приходит роль, о которой ты и мечтаь не смел. Нежданно-негаданно такое чудо пришло ко мне. Во имя этой роли я ещё туже затянул свой «ремешок времени». Роль эта — Фёдор Балясников, главный герой фильм «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» режиссёра С. Кулиша».
Кстати, изначально предполагалось, что в фильме будет и отец Фёдора Балясникова — знаменитый дудочник Кузьма Балясников, в честь которого Фёдор назвал сына. Играть Кузьму, причём молодого, должен был тоже Игорь Владимиров, и ради этого специально учился играть на дудочке и на гитаре. Но потом от этой идеи отказались.
Итак, Фёдор Кузьмич Балясников и его давний приятель Христофор живут в соседних квартирах в старом доме в районе Арбата. Фёдор — мастер-кукольник, влюблённый в своих кукол, но давно рассорившийся с сыном. Сын зол на отца, который дал ему нелепое имя Кузьма, но выбрал ту же профессию и мечтает превзойти отца в мастерстве.
Однажды на пороге квартиры Фёдора Кузьмича появляется девушка, нежная, хрупкая, с ангельским голосом и внешностью феи. Она приехала к подруге, соседке Балясникова, сбежав с собственной свадьбы.
Но подруга уехала, так что Фёдор предлагает прелестной Виктории Николаевне, или Виктоше, пока остаться у него. И девушка остаётся. И ей, и Фёдору в ходе этого странного знакомства откроются новые стороны жизни, позже появятся несостоявшийся жених Виктоши, шумный и словоохотливый ленинградский студент Лёвушка, и Кузьма, который, несмотря на многолетние обиды на отца, на самом деле юноша романтичный и талантливый.
И 60-летний Фёдор, и 22-летний Кузьма влюбятся в воздушную, почти сказочную Виктошу. Вопрос в том, как поступит она.
Роль друга и соседа Балясникова философствующего Христофора Савва Кулиш отдал Зиновию Гердту. Тема кукол и кукольного театра Гердту была близка — его конферансье Апломбов из блистательного кукольного спектакля театра Сергея Образцова «Необыкновенный концерт» многим помнится и сегодня.
А вот роли молодых героев сыграли актёры неизвестные. В роли Кузьмы — Кирилл Арбузов, сын Алексея Арбузова. Кирилла Арбузова Савва Кулиш уже знал, он снял его в роли сына Циолковского биографической картине «Взлёт» тремя годами ранее. Однако Кирилл хоть и получил актёрское образование, в кино снимался совсем мало «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» стали его последним появлением на экране, позднее он стал писателем и киноведом.
Исполнительницу роли Виктоши нашли в танцевальном коллективе «Росконцерта», ею стала балерина Лариса Сучкова. В отличие от других девушек, учениц и выпускниц хореографических училищ, попавших в кино и навсегда в него влюбившихся, Лариса продолжать карьеру в кинематографе не стала: роль Витоши так и осталась для неё единственной. Помочь создать образ небесного создания Ларисе помогла Ольга Гобзева, озвучившая героиню.
До сих пор идут споры, удачен ли был этот выбор: голос Ольги действительно высок и тонок и кому-то кажется неподходящим.
У меня есть версия, что Савва Кулиш добивался некоторой кукольности, нарочитой детскости, мультяшности, если тут можно применять такой термин, создавая образ Виктоши, и в этой ситуации голос Ольги Гобзевой кстати.
Ну и, конечно, нельзя не отметить экспрессивного Лёвушку, который хоть и появляется в сюжете лишь однократно, но вносит комическую нотку чересчур серьёзными и заумными сентенциями. В его роли — начинающий актёр Валерий Сторожик.
Одним из главных действующих лиц ленты «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» стала Москва. Очень много кадров снято на столичных улицах с документальной точностью. Часть пейзажей изменилась, другие улочки, переулки и дома и сегодня такие же, как сорок лет. «Сказки… сказки… сказки старого Арбата», к слову, рассказ не только об Арбате и его окрестностях, в кадрах масса колоритных уголков центральной части, фильм в каком-то смысле можно даже рассматривать как экскурсию по старой Москве.
И всё это деликатно украшено музыкой Алексея Рыбникова. Но тут композитор проявил совсем иные грани музыкального дара, в фильме нет узнаваемых космических тонов. Здесь композитор Алексей Рыбников — лирик, в его музыке угадываются элегантные оттенки классики, и это необычно и очень красиво.
«Сказки… сказки… сказки старого Арбата» представили зрителям осенью 1982 года. Авторы определили жанр как комедию, хотя комичного в фильме почти нет. Скорее это элегичная история о жизни, любви, творчестве, которую человек строит сам, но которую внезапно может изменить одно внезапное событие
А к какому жанру вы бы отнесли «Сказки… сказки… сказки старого Арбата»?