Сказка с намёками не для детей: Каин, Авель и ядерный взрыв комара

Сказочный фильм режиссёра Надежды Кошеверой «Каин XVIII» (1963) менее известен, чем другие её работы. И это непростительно:

картина наполнена смыслом и массой подсмыслов и аллюзиями на современность, включая, кстати, и сегодняшний день. А ещё в ней десятки реплик, которые с лёгкостью могли бы уйти в народ и стать крылатыми фразами.

К сожалению, судьба фильму досталась не самая счастливая, киношлягером он не стал, но сразу скажу: посмотреть его стоит. И даже надо. Уж хотя бы ради актёрского ансамбля, в котором каждое имя — настоящий бриллиант.

Началась новая история Каина ещё в середине пятидесятых, когда Надежда Кошеверова, снявшая в 1947 году «Золушку», а потом переключившаяся на истории современные, решила вернуться к сказочному жанру. Новой идеей режиссёра была экранизация знаменитой пьесы «Тень». С её автором Евгением Шварцем Кошеверова была прекрасно знакома, ведь именно он автор сценария «Золушки».

Однако Шварц предложил альтернативу — пьесу «Голый король», давно им написанную, которую, однако, ставить до поры до времени не разрешали.

Пока шло обсуждение, Шварц писал ещё одно произведение с названием «Два друга, или Раз, два, три!..», тоже в иносказательно-сказочном духе. Увы, завершить её он не успел, на какое-то время пьеса осталась в архивах драматурга. Спустя несколько лет там её обнаружила супруга Шварца. Недописанный сюжет предложили завершить Николаю Эрдману. Сложно сказать, было ли это правильное решение, потому что Эрдман внёс многое от себя, местами радикально изменив задумки Шварца. Кроме того, пьеса получалась довольно смелой и были опасения, что её не примут, поэтому пришлось вносить коррективы. В итоге получился сценарий с названием «Два друга», который позже превратился в сказку «Каин XVIII» по имени одного из главных героев. Театральный и кинокритик Сергей Цимбал отметил:

«В созданном им <Эрдманом> варианте от сценария Е. Шварца осталось немного, а то, что осталось, пришло в известное противоречие со вновь сочинёнными ситуациями и новым текстом. Легко различимым оказалось несходство литературных индивидуальностей двух писателей — их юмора, выдумки, человеческой интонации. Смешное у Шварца неизменно приправлено философической «горчинкой». Юмор Эрдмана «репризен», рассчитан на непосредственный и немедленный зрительский отклик».

Ну и собственно сюжет. Королева Власта, дама серьёзная, грозная и решительная, намеревается выдать дочь Миладу замуж. Сама Милада влюблена в бродячего музыканта Яна, но матушку это не интересует. Её интересует потенциальный жених — пожилой король Каин XVIII из соседнего королевства, к которому она и отправляется с предложением.

Каин — сумасброд, деспот и истерик (считается, что этим образом намекает на Адольфа Гитлера), который тиранит подчинённых нелепыми идеями.

Как-то учёный приносит Каину изобретение — комара, который, если его прихлопнуть, взрывается, порождая катастрофические разрушения. Каин выпускает зловредное насекомое и на мониторе (!) наблюдает, как комар залетает в соседний замок, где обитает брат Каина Авель. И тут происходит триллер:

Авель убивает надоедливого комара, и Каин тут же видит на мониторе, как страшной силы взрыв замок в клочья (и это уже неприкрытый намёк на ядерный взрыв).

Оружие массового поражение, придуманное учёным, действует, и это приводит Каина в восторг. Ну а дальше каину предстоит организовать собственную свадьбу с Миладой, хоть она этого совсем не хочет. Одолеть тирана и его прихвостней смогут Ян и его товарищ Жан, и победу, как и бывает в сказках, одержат любовь и добро.

Одним из первых на площадку «Каина XVIII» попал Эраст Гарин, уже снявшийся у Надежды Кошеверовой в роли Короля в «Золушке». Конечно же, Эрасту Гарину достался король Каин XVIII, и другого актёра тут сложно представить. По меткому наблюдению всё того же Цимбала,

«У великолепно сыгранного Э. Гариным Каина блудливые и жадные глазки, которые ни на одну минуту не становятся глазами, а остаются именно глазками. Во взгляде этих бегающих глазок и не ночевала мысль, и всё, что Каин делает, кажется на редкость бесцельным, произвольным, и противопоказанным здравому смыслу. Он весь такой, каким его охарактеризовал актёр, — воплощение нелепости мира, который не только венчает на царство, но и вообще терпит существование таких вот, как он, оголтелых, насквозь пропитанных человеконенавистнической злобой ублюдков».

Роль придворных Каина получили Юрий Любимов (корыстолюбивый Первый министр), Бруно Фрейндлих (умный и коварный начальник Тайной полиции),

Михаил Жаров (военный министр).

Учёного, придумавшего комара-бомбу и пожалевшего о своём изобретении (как жизненно!) сыграл Александр Бениаминов, в роли тайного агента, прикидывающегося статуей в фонтане, — Николай Трофимов. Также в королевстве Каина обитают персонажи Бориса Улитина (Авель), Михаила Глузского (начальник охоты), Игоря Дмитриева (один из придворных). Отдельно нужно отметить туалетного работника, «чистильщика нужников», как он сам себя рекомендует, рядом с которым нашёл покой брошенный всеми король.

В этой роли — Борис Чирков, который «рисует печальную и спокойную доброту «туалетного работника» безо всякого, что называется, комикования, менее всего заботясь о том, чтобы вызвать смех» (С. Цимбал).

В роли неудачника-палача — замечательный Георгий Вицин, а отважного влюблённого Яна и его соратника-хитреца Жана сыграли Александр Демьяненко и Станислав Хитров.

Женские роли достались Лидии Сухаревской (королева Власта), Рине Зелёной (гувернантка-иностранка Милады), Марине Полбенцевой, в титрах присутсвующей как Полбенцева-Ганулич (жена учёного-изобретателя), Гликерии Богдановой-Чесноковой (придворная дама Власты).

А роль романтичной, но храбрую и сильной Милады получила дебютантка — ленинградская студентка студии при БДТ Светлана Лощинина. После выхода фильма Светлане предрекали неплохую кинокарьеру, но почему-то режиссёры её почти не приглашали сниматься. Актриса реализоваться на театральной сцене, много играла, в том числе и с супругом, актёром Алексеем Локтевым, но, к сожалению, ушла из жизни, чуть не дожив до 45-летия из-за онкологии.

Приступая к съёмкам, Надежда Кошеверова собрала проверенных коллег: сорежиссёра Михаила Шапиро, композитора Антонио Спадевеккиа (он, к слову, как кинокомпозитор дебютировал в «Золушке»), художника (и мужа) Николая Акимова. Николай Акимов предложил отказаться от классических декораций и использовать условные театральные (в этом смысле с «Каином XVIII» перекликается вышедший чуть позже «Город мастеров» (1966), где декорации тоже были несколько условными).

Съёмочная группа подготовила «Каин XVIII» к весне 1963 года.

На премьерный показ нового фильма легендарной «Золушки» прибыл Никита Сергеевич Хрущёв. И, видимо, именно его присутствие сломало «Каину XVIII» жизнь.

Дело в том, что в одном эпизоде герой Ян, герой Александра Демьяненко, переодевается в девушку, чтобы спасти друга Жана от тюрьмы.

Этот поворот взбесил генсека, увидевшего намёк на, говоря нынешним языком, пропаганду нетрадиционных ценностей. Кинематографисты получили выговор, ленте присвоили низшую категорию, а прокат серьёзно ограничили. Думается, как раз в этом и состоит причина того, что картина не взлетала в своё время и не стала шлягером. Потому что остальные составляющие для этого были.

Евгений Шварц, тонкий и умный сказочник-философ, говорил:

«Сказки что люди: многие из них чем старше, тем лучше, и это очень утешительно».

«Каин XVIII» однозначно не устарел, поэтому смотреть рекомендую. А ещё эта сказка — уникальная игра слов и кладезь острот, которые и сейчас актуальны.

А что вы думаете о сказках для взрослых?

Оцените статью
Сказка с намёками не для детей: Каин, Авель и ядерный взрыв комара
«Вам и не снилось». Катя — навязчивая или искренняя