Этот фильм появился на экранах благодаря … Леониду Утёсову. Да-да. Не от того, что тот подсказал идею или с кем надо поговорил, чуть-чуть надавив своим авторитетом.
Всё было по-другому. Карену Шахназарову, тогда ещё молодому режиссёру, пришла в голову идея снять лёгкий музыкальный фильм о молодых годах Леонида Утёсова. С радостной мыслью об этом позвонил он мэтру эстрады в надежде услышать оптимистичное «да». Но, Утёсов, напротив, категорически отказал Шахназарову, причём довольно резко. Продолжать разговор смысла не было. Мечты обрушились.
Как это часто бывает, позже была выяснена причина такого отказа. Оказалось, что Леонид Утёсов никогда не был классическим джазовым музыкантом, а музыку копировал у американских джазменов. Поэтому он не хотел, чтобы его причисляли к музыкантам, которые зародили советский джаз. А Шахназаров как раз хотел снять фильм, посвященный основателям советского джаза.
Что делать?
Вместе со сценаристом Александром Бородянским режиссёр придумал в качестве героя картины взять Александра Варламова, одного из создателей русского джаза. Он и стал прототипом Кости Иванова.
Первый советский джазмен был очень интересной личностью с непростой судьбой. Именно он создал первую в стране джаз-группу. Во время войны успел побывать в лагере. Его арестовали из-за названия написанного им фокстрота «Иосиф». Естественно, в этом названии усмотрели насмешку над вождём нации…
После реабилитации Варламов вернулся домой, сочинял музыку, в том числе и для фильмов.
Шахназаров и Бородянский неоднократно встречались с Варламовым. Несколько историй, рассказанные им вошли в сценарий фильма. Например, история с американской джазовой певицей. которая приехала в СССР совершенствовать своё искусство. Этот эпизод включила в картина. Певицу сыграла Лариса Долина.
В реальности была такая американская джазовая певица по имени Коретти Арле приезжала в те годы В СССР и даже осталась здесь жить. Вышла замуж за советского пианиста, давала концерты и даже пела в опере.
Ларису Долину очень тщательно гримировали, ведь из нее нужно было сделать настоящую афроамериканку. Певица стойко выдерживала и грим, и съёмки — она ждала ребёнка.
А вот как выглядела певица Коретти Арле:
Как фильм снимали
Во время съемок фильма было немало интересных случаев. А в целом съёмки фильма прошли под девизом: «Благодаря… и вопреки…»
Во-первых, Шахназарову дали очень маленькую сумму — всего 300000 рублей (обычно давали 600000)
В-вторых, съемки приезда американской певицы на вокзал пришлось на 10 ноября 1982 года — день ухода из жизни Леонида Ильича Брежнева. Тогда весь день по телевизору показывали балет, а у Шахназарова мог обрушиться весь съёмочный план.
Как только они начали снимать, к ним прибежало руководство вокзала и потребовало прекратить балаган: «мол, в стране траур, а вы…». Благо директор студии «Мосфильм» разрешил съёмки при условии, что музыканты будут играть тихо. Сдержал Шахназаров обещание или нет, но съёмки эпизода прошли успешно.
В третьих, актёрская группа сложилась тоже «благодаря и вопреки».
На главную роль Кости был практически утвёржден Дмитрий Харатьян, молодой, но уже опытный актёр. И всё складывалось весьма удачно: Харатьян вошёл в образ… Но неожиданно его кандидатуру запорол бог кино — худсовет. Игорь Скляр попал в фильм практически из соседнего павильона. Шахназаров запомнил Скляра по фильму «Только в мюзик-холле». Игорь Скляр и вправду был хорош: красив, музыкален, умел петь.
Александр Панкратов-Черный тоже попал в фильм интересным образом. Тогда у него был нелёгкий период. Актёр мечтал о режиссуре и снял фильм «Взрослый сын», который критики подвергли серьезной цензуре. Конечно, опустить руки и будешь думать об окончании кинокарьеры.. А тут Шахназаров предложил ему достаточно большую роль. Панкратов-Черный воспринял это как руку помощи. После этого фильма актёр еще долго снимался в кино. Да и сейчас тоже.
Вообще, список актёров, так и не утверждённых на роли в фильме «Мы из джаза» довольно длинный.
Судите сами:
На главную роль Кости Иванова пробовались Дмитрий Харатьян, Евгений Дворжецкий, Михаил Ширвиндт, Сергей Маковецкий.
На роль Стёпы Грушко пробовался Николай Еременко-младший.
На роль Жоры пробовался Леонид Ярмольник.
На роль Кати (Кэт) пробовалась Любовь Полищук. Её же рассматривали на роль Клементины Фернандес.
На роль Орлова пробовался Ивар Калныньш.
Великолепная и очень красивая актриса Елена Цыплакова как никто другой пришлась ко двору, то есть к образу. Она сыграла эстрадную звезду Изабеллу Фокс. Ей очень идёт образ девушки 20х годов. Любовь Полищук на её месте смотрелась бы гораздо хуже.
Для исполнения песен Изабеллы подобрали профессиональную певицу Ольгу Пирагс. Она спела дуэтом с Игорем Скляром ставшую культовой песню «Старый рояль».
Кстати, за Панкратова-Черного пел оператор фильма Владимир Шевчик: актёр совершенно не умел петь. Зато он научился бить чечётку вместе со скляром и Цыплаковой. Их этому учил целых три месяца профессиональный чечёточник.
В прокат картина вышла 6 июня 1983 года, ровно 40 лет назад. А в 1986 года «Мы из джаза» показали по центральному телевидению.
Фильм стал лидером проката и собрал более 17 миллионов зрителей. Конечно, это не первое место, а 14. Но для СССР это хороший результат. Первое место занял фильм Э. Рязанова «Вокзал для двоих».
Зато «Мы из джаза» закупило 46 стран. Фильму аплодировали в Чикаго и в Лондоне, в Гренобле и Лодзе.
Ведь музыкальная история о джазе понятна всем людям, на каком языке они не разговаривали бы…