Скрипка Страдивари из фильма «Визит к Минотавру» дважды побывала в руках грабителей

В ноябре 1987 года состоялась премьера пятисерийного телевизионного детектива «Визит в Минотавру», снятого по одноимённому роману братьев Вайнеров. Критики и зрители считают этот фильм бенефисом замечательного актёра Сергея Шакурова. Да и сам Сергей Каюмович относит этот теледетектив к одной из своих самых любимых работ в кино.

Многие не знают, что сюжет основан на реальных событиях конца 60-х годов. А прототипом героя фильма, скрипача Льва Полякова, является знаменитый советский музыкант Давид Ойстрах.

В 1968 году, когда Ойстрах находился на заграничных гастролях, в Москве была обворована его квартира. В списке похищенных вещей было множество раритетных ценностей, которые музыкант получал в качестве подарков от очень именитых людей. Это были драгоценности и уникальные предметы, вручённые ему президентами разных стран и коронованными особами. Также из квартиры были вынесены картины, иностранная бытовая техника, предметы антиквариата и многое другое.

По ориентировочной оценке, стоимость похищенного составляла несколько сот тысяч советских рублей.

Но у воров случился казус. Самое дорогое, что было у музыканта они не взяли. Это была скрипка работы Страдивари. Она выглядела неприметной, и воры, как позже признались на следствии, подумали, что это рабочий инструмент музыканта, который не представляет ценности. Во время осмотра квартиры милицией, скрипку обнаружили вынутой из футляра и небрежно брошенной на диване. А между тем её стоимость значительно превышала стоимость всего похищенного.

Когда музыкант узнал, что воры оставили скрипку, он успокоился и даже с юмором отнёсся к этой краже.

Надо отдать должное московским сыщикам, которые в достаточно короткие сроки не только разыскали и задержали преступников, но и вернули Ойстраху большинство из похищенных вещей.

Скрипка была подарком королевы Бельгии. Восхищённая игрой Ойстраха, она торжественно вручила ему скрипку после гастролей музыканта в Брюсселе. И с тех пор этот уникальный инструмент был самой большой ценностью советского скрипача. Поэтому музыкант не очень расстроился из-за кражи, когда узнал, что скрипка осталась цела. Позже, понимая, что подобное может повториться, он передал её на хранение в музей.

Знаменитые писатели Аркадий и Георгий Вайнеры, впечатлённые этим дерзким преступлением и блистательной работой сыщиков, написали роман, который и стал основой для будущего фильма.

В телевизионном детективе органично соединены две сюжетные линии, разделённые веками. Также в фильме показана та самая настоящая скрипка Страдивари, которую с личного разрешения Министра культуры СССР на короткий срок предоставили для съёмок.

Современным режиссёрам надо поучиться у создателей этого советского фильма, как можно без всяких перестрелок и кровавых сцен снять настоящий захватывающий детектив, начав смотреть который, уже невозможно оторваться до финальной развязки. Картина имела большой успех у зрителей, да и сегодня смотрится с большим интересом.

Но оказалось, что этот фильм дал идею другим преступникам организовать похищение этой скрипки уже из музея. В ночь на 23 мая 1996 года злоумышленники нейтрализовали сложную сигнализацию музея, и похитил скрипку.

И опять московские сыщики показали себя с лучшей стороны. После сложной многоходовой комбинации оба вора были задержаны, а бесценная скрипка была обнаружена в Сочи, на границе с Абхазии, где злоумышленники прятали её, пока искали способ переправки на Запад.

После задержания они признались следователям, что мысль похитить скрипку пришла после просмотра фильма «Визит к Минотавру». Вот так, к сожалению, замечательный фильм оказался замешанным в этом преступлении века.

Сегодня знаменитая скрипка хранятся в Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве.

И лишь раз в год, по многолетней традиции, она покидает стены музея и звучит на Международном конкурсе молодых скрипачей имени Давида Ойстраха.

Оцените статью
Скрипка Страдивари из фильма «Визит к Минотавру» дважды побывала в руках грабителей
«Тимур и его команда» – фильм, отложенный на две десятилетки