«Слащавый, занудный и сделан тяп-ляп». Самый недооцененный советский фильм 50-х годов

Не стоит идеализировать советское кино. В 1950-е тоже снимали много всякого шлака. Одни кошмарные «Донецкие шахтеры» чего стоят. А «Девушка с гитарой»? Немножко повеселее шахтерских злоключений, но совсем не шедевр. Тем удивительнее, что главный фильм 50-х остался за пределами зрительского внимания.

Когда я впервые посмотрел его в сентябре 2023 года, то сразу понял, что мы имеем дело с выдающимся произведением искусства. «Разные судьбы» ничем не уступают ни «Жестокому романсу», ни «Москва слезам не верит», ни «Кавказской пленнице». Но увы.

Затем разбираю паскудный поступок Феди Морозова — и результаты в 5 раз меньше. Плохо пишу? Но у обоих статей один и тот же автор. Просто вы не любите «Разные судьбы». И наверно не смотрели их.

Что думают про фильм Леонида Лукова читатели Дзен — ВЫ?

Начнем с высказывания одного из самых острых на язык среди моих подписчиков. Он даже не видел фильм «Разные судьбы».

А некоторые из вас все-таки посмотрели кинокартину про Таню Огневу. И предъявили ряд претензий.

Никак не могу согласиться с тем, что кино занудное. По-моему, оно чрезвычайно увлекательное и смотрится на одном дыхании — равно как, например, неспешная «Мачеха» или стремительная «Бриллиантовая рука». Самая первая сцена, где Таня Огнева на выпускном вечере сначала танцует с одним парнем, а потом с другим, уже вызывает жгучий интерес и сразу закручивает интригу!

Эпизоды быстро сменяются один другим. Отношения героев развиваются очень быстро. Вот Таня идет с Федей рука об руку, а вот она уже едет в машине с композитором Рощиным. Вот Степа горько пьянствует в компании забулдыг, а вот он уже весь цветущий шагает по Ленинграду.

Слащавый фильм? Да почему же — потому что главные герои интеллигентные люди, приятно выглядят и культурно общаются? То есть «Груз 200» с его правдой жизни и алкашами смотреть приятнее? Уж там точно никакой слащавости нет.

*

«Тяп-ляп»? Это вы наверно про прекрасные декорации, блестяще выбранную натуру и отличную актерскую игру? Пример с романсом Рощина вообще ни к селу, ни к городу. В этом-то и трагедия этого талантливого человека, гениального композитора, который в солидном возрасте увлекся молоденькой девочкой. Вроде бы кажется — наивная овечка и опытный соблазнитель?

А на деле все оказалось совсем наоборот. Сколько гениев в жизни было отвратительными людьми? Пушкин — сердцеедом и забиякой. Лермонтов грубияном и хамом. Есенин драчуном и пьяницей, а Высоцкий наркоманом.

Но при этом все эти личности остаются великими творцами русской культуры, мы их помним и очень любим их стихи и песни. Рощин — трагическая фигура, и один из самых интересных персонажей в советском кинематографе.

*

Это очень хороший комментарий, автор которого критикует «Разные судьбы» не за слащавость или плохую актерскую игру, а за моральный посыл. А на мой взгляд, фильм сделан очень умно. Да, внешне авторы «Разных судеб» в самом деле принимают сторону Феди Морозова, но разве могло быть иначе в те годы, при тогдашней ситуации с цензурой?

Однако, каждый может сделать собственные выводы. Даже смешно предположить, что Федя должен был идти бить морду Рощину. Игорь Степанович для Федора чужой человек. Федю жена предала, а не Рощин. Вот с ней и нужно было разбираться, что наш герой и сделал. Жаль, что метод выбрал не совсем удачный.

*

Здесь я хочу вспомнить своего любимого Алексея Балабанова. Алексей Октябринович самостоятельно писал диалоги к своим выдающимся фильмам. Как правило, реплики героев получались несколько «картонными» и ненатуральным. «В жизни так не говорят» — писали критики. И что?

Все фильмы Балабанова максимально приближены к реальности, а их персонажи выглядят настоящими, живыми людьми, которые будто бы работают с тобой в смежном офисе или гуляют с собакой в соседнем дворе. Диалоги в «Разных судьбах» несколько неестественные и напыщенные, но это и здорово! Речь героев придает фильму неповторимый шарм.

«Сладкую ложь, ласкающую тщеславие и самолюбие пусть уж говорят те, кому ты не дорог». Прелесть же! Как хорошо жена Рощина Маша все объяснила композитору про его молодую возлюбленную. Пусть в жизни Мария скорее всего просто оттаскала мужа за седые волосы. Так на то оно и кино!

Так что, друзья, лично для меня «Разные судьбы» — лучший фильм 50-х годов. А вот почему он вам так не нравится — загадка. Возможно, это просто вкусовщина. И тем не менее, крайне низкая популярность творения Леонида Лукова на платформе Дзен вызывает некоторое недоумение… Ну чем «Разные судьбы» хуже «Места встречи изменить нельзя», не могу понять.

Оцените статью
«Слащавый, занудный и сделан тяп-ляп». Самый недооцененный советский фильм 50-х годов
5 интересных фактов о фильме «Покровские ворота»