«Слезы капали» (1982) – философский фильм Георгия Данелия с гениальным Евгением Леоновым в главной роли.
Картина начинается со сказочного пролога. Мы узнаем про волшебное зеркало, которое отражает лишь самое плохое, негативное, разрушительное. Это зеркало однажды разбилось, разлетевшись на миллионы крошечных осколков. И если такой осколок попадет в глаз, то человек начинает видеть мир в «темных тонах». Но по ходу повествования мы понимаем, он просто начинает видеть реальную правду жизни. И это настоящее испытание.
Главный герой Павел Иванович Васин, как обычно, возвращается домой на общественном транспорте. В каждом жесте и взгляде читается мягкость характера и доброта. Вдруг через открытое окно залетает осколок, который попадает герою в глаз. Евгений Леонов не произносит ни звука, но происходит невероятная метаморфоза – в чертах лица появляется резкость, взгляд становится колючим. Васин, словно, только в этот момент замечает, в какой реальности он находится. Сыграть такое подвластно только человеку огромного таланта.
Кажется, что Васин стал злым и непримиримым. Но разберемся, так ли это. Мужчина возвращается домой к семье. Что он видит? Жена (Ия Саввина), не отрываясь от телефонного разговора, говорит, что ужин на плите. При этом она озабочена лишь тем, как угодить уходящему на пенсию начальнику. Какие стихи ему понравятся больше.
Сын, который уже взрослый и семейный мужчина, праздно лежит на кровати в комнате. Его жена, невестка Васина (ее сыграла актриса Александра Яковлева), бесцеремонно курит на кухне квартиры, в которой не она хозяйка. А маленькая внучка, оставшись без внимания, смотрит телевизор. И Павел Иванович, добрый «хомячок», как называет его супруга, начинает говорить правду в глаза. Это никому не нравится, все возмущены. Но по факту герой прав.
Обиженные взрослые дети вместе с Машенькой уходят из дома. Жена Васина стыдит его за резкость. Но при этом он сам набирает номер сына, вежливо просит позвать к телефону невестку, просит их возвратиться домой. Злой и бессердечный человек так не поступит. Герой просто увидел свою жизнь такой, какая она есть. Без розовых очков, без уступок ради благополучия родных.
На службе та же история. Раньше добрый Павел Иванович старался никого не обидеть. Сейчас он жестко выполняет свои обязанности, не допуская проявление эмоций. Говорит правду в лицо сотрудникам. Например, разговор с приятелем, с которым он часто рыбачит. Этот сотрудник женат, но на рыбалку берет с собой любовницу. О непорядочности приятеля Васин знал и раньше, но деликатно молчал. А сейчас высказал этому мужчине все, что он думает. Конечно, герой поссорился со всеми сотрудниками, начальством, ведь никто не желает слышать правду о себе.
И как, все же, гениально Евгений Леонов сыграл героя, изменившегося после попадания осколка. В фильме есть момент, когда он идет по улице с папкой в руке. Идет решать какие-то рабочие вопросы. Поменялась походка, выражение лица. Столько злой решимости в этом персонаже.
В финале фильма Павел Иванович понимает, что жить в новой реальности невозможно. Он потерял семью, дом, работу, друзей. Он хочет покончить с собой, но обе попытки неудачные. От бессилия герой плачет, осколок выпадает, и все возвращается на круги своя. Но что лучше – жить, всем угождая, подстраиваясь, или быть жестким реалистом и правдорубом? Материального осколка в картине мы не видим. Это метафора, это предложение зрителям представить такую ситуацию, и сделать вывод.