Думаю, что многие любители советского кино об этом фильме даже не слышали. В 1979 году он появился в кинотеатрах в ограниченном прокате, а позже почти на 10 лет попал «на полку».
Судьба картины с самого начала была непростой. Почти три года режиссёр Михаил Ордовский и писатель Юрий Сбитнев добивались разрешения снять этот фильм. И каждый раз уже утверждённый сценарий чиновники вычёркивали из планов «Ленфильма», объясняя это неактуальностью сюжета. Хотя все понимали, что причина была в другом.
В основу кинодрамы лёг роман Юрия Сбитнева «Жизнь как жизнь». К слову, и роман несколько лет в Союзе писателей критиковали и не хотели публиковать. Кстати, именно тогда у автора и появилась идея снять фильм.
Это история о простом водителе грузовика, который по воли случая совершил подвиг, спасая детдомовских детей. Но сам роман не об этом поступке, а душевном становлении простого советского работяги. О том, что каждый советский человек в исключительных случаях готов на подвиг ради спасения других.
Вроде бы вполне добротная тема для советского кино. В те годы снимались сотни заказных производственных агиток с похожими историями. Но чиновникам показалось, что этот фильм был чересчур реалистичным. И именно с той, с не очень красивой правдой, которая, увы, в те годы у нас нередко встречалась.
Кинокритик Александр Брагинский:
«В этом скромно сделанном фильме происходит то, что довольно редко сегодня встречается в нашем кино: раскрытие русского характера. Своеобразного, сложного и бесконечно привлекательного».
Итак, обычный водитель грузовика, который не прочь подзаработать на левых шабашках, да и вообще не из тех, кто «стремится в члены партии», вдруг натыкается на дороге на брошенный грузовик с детьми из детского дома.
Уже сильно замёрзшие ребятишки с такой же отчаявшейся молодой воспитательницей попали в сложную ситуацию и не знают, что им делать дальше. Их водитель пешком ушёл за помощью и пропал. Трасса не оживлённая, машины по ней ездят редко, поэтому всё могло закончиться настоящей трагедией.
И тогда главный герой принимает ответственное решение: отказаться от выгодной перевозки и спасти ребят. Он пересаживает детей в кузов своей машины, чтобы доставить в ближайший населённый пункт. Который, к слову, не близко.
Далее в дороге он встречается с разными людьми. Кто-то будет ему помогать, а кто-то, наоборот, мешать. В конце концов, его машина застрянет посреди разлива, и ему придётся по пояс в ледяной воде переносить детишек на берег…
Сценарист и режиссёр понимали, что успех фильма будет зависеть от исполнителя главной роли. Поэтому первоначально Михаил Ордовский пригласил на роль Олега Янковского.
Но тот, прочитав сценарий, отказался. Он сказал, что сценарий хороший, а роль, безусловно, интересная, но такой фильм вряд ли дойдёт до зрителей. Поэтому тратить время в пустую он не хочет. И в целом опытный актёр оказался прав. Интуиция и опыт его не обманули.
И вот тогда режиссёр пригласил на роль 32-летнего актёра Владимира Гостюхина, который в те годы только начинал свою карьеру в кино.
Позже Владимир Васильевич Гостюхин рассказывал, что тоже мало верил в то, что цензура пропустит этот фильм. Но честно отработал непростую драматическую роль. Ему пришлось окунуться в образ целиком, что стоило большой эмоциональной нагрузки. Но оно того стоило.
Кстати, через много лет, когда его пригласили на главную роль в знаменитый сериал «Дальнобойщики», Гостюхин сказал, что правильно найти характер и образ своего героя ему помогла именно та старая работа в фильме «Случайные пассажиры».
Так что не понравилось цензуре, которая сначала была против публикации романа, а потом и съёмок фильма? В сюжете детдомовские сироты оказались никому не нужными, что, с точки зрения чиновников, в благополучных 70-х уже не могло быть. Поэтому показывать такое недопустимо.
На что Юрий Сбитнев ответил, что написал роман по мотивам недавней реальной истории, в которой он ничего не придумал. И даже наоборот, он немного идеализировал образ главного героя.
В реальности тот был бывшим осуждённым и после освобождения вёл далеко не праведную жизнь. Отсидев ещё с юности два срока (один за хулиганство, а другой за разбой) и освободившись, он устроился водителем в леспромхоз в глухом таёжном посёлке и считался среди коллег нелюдимым и циничным человеком. Но когда столкнулся с такой ситуацией, вдруг оказалось, что чувства ответственности и сопереживания есть даже и у таких людей.
Практически шукшинская тема о том, что в каждом русском человек, каким бы плохим он не был, всегда найдётся готовность к подвигу и самопожертвованию. Правда, и Шукшина чиновники за это недолюбливали.