«Смятение чувств» (1977): что не хватило фильму

«Смятение чувств» — фильм 1977 года от режиссера Павла Арсенова. Именно он подарил нам замечательную картину «Гостья из будущего».

Сюжет: Володя – выпускник школы. Он давно влюблен в девушку Надю, которая учится в Ленинградском медицинском институте. Раньше между молодыми людьми было взаимопонимание, но, когда Надя приехала на каникулы, Володя увидел разительные перемены с той, которая была такой родной. Юноша пытается разобраться, понять, что же изменилось. Надя признается, что влюбилась во взрослого мужчину, преподавателя ВУЗА и женатого человека. Володя не видит для себя других перспектив, как пойти в армию.

На роль Нади режиссер утвердил Елену Проклову. Тогда ей было 24 года и в багаже несколько ярких ролей. Сниматься в кино актриса начала еще в детстве. По непонятной причине Елена Проклова в этой роли выглядит такой умудренной жизненным опытом женщиной, что любовь героини к женатому мужчине не вызывает удивления. Будто это в порядке вещей. Когда юная наивная девушка влюбляется в неподходящего человека, это всегда буря эмоций, сомнений, переживаний. А в картине есть этот взрослый мужчина, есть преданный Володя, а драмы нет.

Володю сыграл 18-летний Сергей Нагорный. А озвучивал его актер Александр Жильцов. Сергей не связал судьбу с актерской профессией. Он стал довольно успешным продюсером, в Минске он открыл студию моды. По сюжету герой любит Надю, даже узнав, что в ее жизни появился другой. Он хочет быть рядом, он стремится вернуть ту прекрасную первую любовь. Но игра актера в полной мере не раскрывает переживания героя.

Молодая Татьяна Друбич сыграла одноклассницу Володи и, кажется, влюбленную в него девушку. Но в фильме на это только намек. Чувств героини мы тоже не видим. То ли нравится Маше Володя, то ли она к нему относится теплее, чем к остальным. В этой сюжетной линии тоже словно штрих, набросок, без развития.

Самая интересная пара – это родители Нади, которых сыграли Ия Саввина и Александр Калягин. Вот здесь и драма, и надрыв, и оголенные чувства героев. Нина Дмитриевна устала от холодности и неблагодарности мужа. Она считает, что всем помогает, всех от чего-то спасает. И так она поступает и в семье, и на работе, и в кругу друзей. Хочется быть важной, нужной, заметной.

За праздничным столом Нина Дмитриевна говорит фразу: «Не похвалишь себя, никто не похвалит. И будешь ходить как оплеванный». И это занимает все мысли женщины. Она не пытается разобраться в том, почему влюбленный в ее дочь Володя постоянно крутится в их доме, если Надя не скрывает другого избранника (по сюжету тот мужчина приезжал в город Нади и приходил к ней домой).

Болезнь матери Нины Дмитриевны вызывает вопросы. Вот она мчится в другой город к подруге, которая родила ребенка в позднем возрасте, заворачивает в бумагу свежие розы, дает напутствия родным. А вернувшись оттуда ложиться и больше не встает. А муж рассказывает ей о погоде за окном.

Мужа сыграл Александр Калягин. Герой устал от того, что нужно соответствовать такой хорошей идеальной жене. Дома ему тесно, некомфортно. В фильме есть момент, когда он встречает на улице Володю и приглашает на день рождения жены. Но не как дорогого гостя, а в качестве алиби. Он просит парня сказать, что они вместе гуляли. Это намек на то, что у мужчины есть другая жизнь, наполненная теми красками и эмоциями, которых нет в семье. В измене дело, или просто в желании получить личное пространство – не ясно.

Сюжетная линия с взаимоотношениями взрослых у режиссера получилась отлично. А все остальное, будто, замерло, заледенело на стадии завязки. И этот фильм, по аналогии с названием, оставляет в смятении.

Оцените статью
«Смятение чувств» (1977): что не хватило фильму
Тот самый юмор, от которого улыбка на лице