После выхода на телеэкраны первых фильмов о Холмсе и Ватсоне зрители завалили Ленфильм письмами.
Дескать, раз уж вы взялись за Конан Дойля, то снимите и «Собаку Баскервилей». Как-никак, самое читаемое произведение о знаменитом сыщике.
И режиссер Игорь Масленников действительно взялся за телевизионную постановку повести. Впоследствии фильм стал лучшим в цикле экранизаций произведений о Шерлоке Холмсе.
Впрочем, подготовка и сами съемки дались Масленникову непросто.
Весь процесс то и дело сопровождался сложностями. На роль Генри Баскервиля режиссер вначале пригласил Николая Губенко.
Тот прошел кинопробы и уже был утвержден на роль, но потом вдруг отказался. В итоге срочно понадобилась замена.
Тогда оператор Юрий Векслер порекомендовал на эту роль Никиту Михалкова. Тот как раз закончил снимать «Родню». Михалков принял это предложение с энтузиазмом.
Приехал в Ленинград за две недели до начала работы, да еще и не один. С собой он прихватил своего приятеля – актера и режиссера Александра Адабашьяна.
Масленников вначале недоумевал: зачем Михалков взял с собой компаньона. Но когда эта парочка стала шушукаться за его спиной и давать советы, как снимать будущий фильм, он понял: ему не доверяют как режиссеру.
Пришлось обоих поставить на место и показать, кто на площадке хозяин. А поскольку роль Бэрримора на тот момент все еще была свободна, то Масленников решил отдать ее Адабашьяну. И это был абсолютно верный выбор.
И Михалков, и Адабашьян привнесли в фильм то, что изначально отсутствовало в сценарии. С легкой руки Никиты Сергеевича сэр Генри стал комичным и немного развязным персонажем в волчьей шубе, обожающим мясо и вино.
Дополнил своего героя и Адабашьян. Во взаимоотношениях Ватсона и Бэрримора появился скрытый конфликт. Доктор все время подозревал дворецкого, а тот ему за это не докладывал овсянку в тарелку.
В сценарии этого конфликта прописано не было. За Бэрримора Александр Артемович благодарен Масленникову до сих пор. Роль дворецкого стала знаковой в его карьере. А фраза «овсянка, сэр» быстро ушла в народ.
Об овсянке стоит сказать отдельно. Кашу специально для съемок готовила ассистентка по реквизиту. Овсянка получалась настолько вкусной, что актеры ее с удовольствием уплетали и по окончании съемочного дня.
Поэтому женщина варила сразу две кастрюли – одну для фильма, другую для артистов. Причем, у кастрюли с кашей дежурил охранник – чтобы овсянку кто-нибудь из группы не съел раньше времени.
Роль супруги дворецкого, говорливой Эльзы Бэрримор отошла Светлане Крючковой. Роль была не самой простой. По сценарию, героиня постоянно плакала, переживала за своего брата-беглеца – каторжника Сэлдона.
Актриса же на тот момент была в положении. Опасаясь, что все эти треволнения скажутся на ее здоровье, Крючкова придумала оригинальный ход. Многие свои реплики она произносила с улыбкой. Получилось идеальное решение образа.
В роли Стэплтона Масленников с самого начала видел Олега Янковского. Но не потому, что тот обладал каким-либо отрицательным обаянием.
Просто они были хорошо знакомы, и до «Собаки Баскервилей» уже работали вместе. Олег Иванович не разочаровал и на этот раз. Главный злодей из него вышел просто отличный.
Едва начались съемки, случилось непредвиденное. Слег в больницу с инфарктом оператор Юрий Векслер. Пришлось искать замену и ему. Масленников привлек сразу двух специалистов.
В павильоне студии работал Дмитрий Долонин, натуру снимал Владимир Ильин.
Саму натуру Масленников нашел в Эстонии. Баскервиль-холлом в фильме стали сразу два здания в Таллине: замок Глена и замок графа Орлова-Давыдова (замок Маарьямяэ).
Первый появляется в кадре во время рассказа доктора Мортимера. Именно по его фасаду спускалась пленница Хьюго Баскервиля. Второй замок изображал Баскервиль-холл уже конца XIX столетия.
Сейчас здесь находится Музей истории Эстонии. Пейзажи графства Девоншир, торфяные топи Дартмура, Гримпенскую трясину снимали в эстонском поселке Ристи.
А дом Стэплтонов – в деревне Кадарпику. Сегодня в том доме размещен музей эстонского художника Антса Лайкмаа.
Больше всего киношники намучились с «главной героиней» фильма – той самой собакой Баскервилей. Типаж искали долго. Животное должно было вызывать у зрителей первобытный ужас, и ошибиться здесь было нельзя.
Участники съемочной группы понятия не имели, как именно должен выглядеть монстр из повести Конан Дойля. Поэтому снимали собак разных пород.
В роли пса даже хотели снять загримированного теленка. Но благоразумно от этой затеи отказались.
Наконец, нашли огромного дога. Облепили его светоотражающей лентой, какую клеят на дорожные знаки. Результат получился забавным и рассмешил всю съемочную группу.
Тогда пса хотели на самом деле обмазать фосфором – как и было описано у Конан Дойля. Но тут воспротивились кинологи – мол, животное потеряет обоняние.
В итоге придумали для собаки специальную маску. На черный бархат наклеили лайт-скотч. А вместо фосфора наколотили смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия.
Эту смесь и нанесли на маску, с которой дог бегал в кадре. Однако придумать грим – это оказалось лишь половина дела.
Самым сложным было снять собаку как надо. Она должна не просто бежать на камеру, но и изображать агрессию, споткнуться от «попадания» пули. И вот с этим возникли проблемы.
Оператор поставил камеру, выставил освещение. Но дог никак не хотел бежать на свет. Не желал падать в нужный момент от выстрела. И оказался весьма миролюбивым псом, быстро влюбив в себя всю группу.
Животное и уговаривали, и кормили разными вкусностями. Пес оказался большим сладкоежкой и без зазрения совести слопал, например весь торт на день рождения Виталия Соломина.
На сцену с нападением собаки ушло семь дублей. Эпизод сняли только тогда, когда пес утомился настолько, что стал спотыкаться и сам, без всяких увещеваний.
При этом Михалков отказался сниматься вместе с собакой. В итоге снимали их по отдельности, а отснятые кадры потом совместили.
Позже намучились и при озвучивании пса. Помните страшные гортанные звуки, которые издавала собака Баскервилей?
Это рычание льва, собачий лай, рев медведя, обработанные определенным образом. Работу эту делали в Москве, ибо в Ленинграде нужной аппаратуры на тот момент просто не было.
Старания съемочной команды не пропали даром. «Собака Баскервилей» стала самой популярной и, пожалуй, самой лучшей экранизацией приключений Шерлока Холмса и его коллеги доктора Ватсона.
На мой взгляд, режиссеру Игорю Масленникому удалось самое главное – передать атмосферу оригинальной повести Конан Дойля.