«Собака на сене» — как появился легендарный фильм

Творческие споры начались ещё до съёмок, на этапе подбора исполнителей. Те актёры, которых видел в ролях фильма режиссёр Ян Фрид (он же был и автором сценария), не понравились худсовету киностудии «Ленфильм».

А режиссёр пытался утвердить на главные роли рижского актёра Гирта Яковлева и москвичку Ирину Мирошниченко. И такой выбор был неслучайным.

Прибалтийский актёр Гирт Яковлев с блеском сыграл главную роль Штрауса в предыдущем фильме режиссёра Яна Фрида «Прощание с Петербургом». Ян Борисович буквально влюбился в этого актёра.

Он убеждал членов худсовета тем, что в жизни актёр полностью соответствует своему будущему герою Теодоро. Он такой же глубоко интеллигентный и рассудительный человек и в то же время часто сомневающийся в своих решениях и поступках. Поэтому Гирт Яковлев был бы в этой роли более чем убедительным.

Выбор Мирошниченко тоже был вполне осмысленным. Незадолго до начала работы над фильмом Ян Фрид побывал в московском МХАТе на спектакле по пьесе Леонида Зорина «Медная бабушка».

Историю одного года из жизни Пушкина поставил Олег Ефремов, и спектакль имел большой успех у публики. Одну из ключевых женских ролей (Софью Карамзину) играла 34-летняя Ирина Мирошниченко. И именно тогда Фрид понял, какой должна быть его графиня Диана.

И если худсовет не возражал против Ирины Мирошниченко, то Гирт Яковлев был категорически отвергнут. В первую очередь из-за возраста и комплекции. Прибалтийский актёр был старше графини (Мирошниченко) и на молодого секретаря совсем не похож. И с этим трудно было спорить.

Правда, позже выяснилось, что театральная загрузка в Москве Ирины Мирошниченко не позволяет ей проводить регулярные съёмки в Питере и в Ялте. Поэтому пришлось искать другую исполнительницу.

И почти сразу на роль Дианы была утверждена Маргарита Терехова, которая в том театральном сезоне была задействована только в одном спектакле («Тощий приз») и выходила на сцену Театра Моссовета один раз в две недели.

Правда худсовет склонялся и к другой известной актрисе – Людмиле Чурсиной, которая тоже успешно прошла пробы. Но Чурсина в то время уже снималась в двух фильмах, и её выезд на съёмки в Ялту был крайне затруднителен.

Поэтому остановились на Тереховой. Правда, позже, режиссёр не раз пожалел о таком выборе, потому что на съёмках происходили регулярные конфликты из-за тяжёлого характера актрисы.

Но это было позже, а пока в спорах и взаимных упрёках шёл набор остальных исполнителей.

Режиссёру пришлось смириться с тем, что Гирт Яковлев не будет утверждён, поэтому начались поиски другого актёра. Прошли пробы: Олег Даль, Олег Янковский, Николай Караченцов (позже был утверждён на роль Рикардо), Василий Лановой и ещё несколько театральных актёров из Ленинграда.

Боярский среди претендентов на главную роль появился позже, по рекомендации Тереховой. Хотя до этого он успешно прошёл пробы на роль маркиза Рикардо.

До этого фильма у Боярского была яркая роль в музыкальной сказке «Мама». Это было и плюсом, и минусом при его выборе. Но ключевым плюсом стало то, что Боярский мог сам исполнить все музыкальные партии.

В итоге в главных ролях этого замечательного фильма появились исполнители, которых режиссёр первоначально не планировал. Но фильм от этого не стал хуже, а возможно, даже и лучше.

Для Боярского роль Теодоро стала знаковой, и сразу после премьеры у него не было отбоя от приглашений режиссёров. По сути, фильм «Собака на сене» стал стартом его большой кинокарьеры.

32-летний Николай Караченцов в этом фильме впервые запел на экране. И это тоже стало важной вехой в его творчестве.

А Ян Фрид, который до этого фильма был разноплановым режиссёром, в дальнейшем сосредоточился только на музыкальных картинах и водевилях. Он стал создателем таких популярных фильмов, как «Летучая мышь» (1979), «Благочестивая Марта» (1980), «Сильва» (1981), «Дон Сезар де Базан» (1989) и «Тартюф» (1991).

Но двухсерийная музыкальная комедия «Собака на сене» так и осталась одной из лучших работ режиссёра. И, несмотря на конфликты и споры, этот фильм дал режиссёру много новых навыков и бесценный опыт. Об этом он часто рассказывал своим студентам, так как позже Ян Борисович Фрид много лет преподавал в театральном институте.

Оцените статью
«Собака на сене» — как появился легендарный фильм
Обломки былого величия: неизвестная история Владимирской тиары