Помните, как Борщова дважды отчитывали на собрании? Недавно я наткнулся на пост в Живом Журнале, что якобы это киноляп Данелии. Что мол все сотрудники жэка сидят в одной и той же одежде и даже сели на обоих мероприятиях в таком же порядке.
Есть у нас любители «поискать черную кошку в темной комнате». Прежде всего, мне стало любопытно: неужели и правда сидят все те же люди? Я сделал скриншоты и сравнил участников первого собрания со вторым.
Первое собрание
Слева вверху сидит мрачный Воронков (Михаил Светин), сестру которого бьет Федул. В центре спит Басов, а на переднем плане скучает бывший Афонин практикант. К сожалению, исполнитель роли Владимир Фомичев трагически погиб в 90-е годы.
А вот и второе собрание. И в самом деле, все сидят в таком же одеянии, в ровно такой же последовательности. Я перечислил самых ярких, но присутствуют все одни и те же личности в одинаковой одежде. Никто ни заболел, ни прогулял. Попутно меня очень заинтересовал другой вопрос.
Кто это сидит, подперев голову рукой, в правом углу кадра рядом с мужчиной в черно-белой рубашке (Федоровым), который на первом собрании предлагал «поставить Борщову на вид и разойтись по домам«?
Потому что в следующем кадре на этом месте оказывается Вострякова (Валентина Талызина), но у нее уже другая прическа и одежда тоже другого цвета. И вообще человек на верхнем скриншоте совсем не похож на Талызину.
Отнесем к загадкам. Возможно, актриса куда-то на минутку отлучилась со съемочной площадки, и вместо нее посадили кого-то еще. Кстати говоря, герои Николая Парфенова и Николая Граббе (так же, как и Афоня) тоже в одних и тех же костюмах. Первое собрание.
Второе собрание.
Мы конечно понимаем, что снимали скорее всего в одном и том же месте в один и тот же день. Вот только я думаю, что никакой это не киноляп, а замысел режиссера.
Данелия специально высмеял производственные собрания тех лет, многие из которых проходили однообразно, «для галочки», некоторые участники спали (как герой Басова), и только и думали, как бы поскорее улизнуть с этого скучнейшего и бесполезного (для них) мероприятия.
Об этом говорила и Вострякова. Поэтому рассадил и одел всех одинаково — как под копирку, чтобы показать, что подобные собрания коллективов ничем по сути не отличались одно от другого.
Так что у Данелии в фильмах ничего лишнего не было. Очень умное и тонкое кино, как жаль, что такого в наши дни уже не снимают.