снята «Дорога к звёздам» в чрезвычайно редком жанре — на стыке художественного и научно-популярного кино: здесь есть и игровые фрагменты, и поясняющие науку и технические тонкости эпизоды, озвученные голосом за кадром (текст читал диктор Леонид Хмара).
Павел Клушанцев в кинематографе работал ещё с довоенных лет, хотя стезёй свой выбрал документалистику и научно-познавательную область.
Режиссёр сам активно интересовался наукой и техникой и всегда привносил в постановочную часть удивительные новинки, разрабатывая новаторские приёмы съёмок и невиданные спецэффекты.
Очередной фильм Павел Клушанцев задумал как смелую и прогрессивную постановку о космосе. Эта тема становилась всё более популярной, выходили научные статьи и фантастические книги о полётах на ракетах и изучении иных миров.
Основой для сценарии «Дороги к звёздам» стала часть книги писателя и популяризатора науки Бориса Ляпунова «Открытие мира», вышедшей в 1954. Почти сразу после выхода книги сценарист Василий Соловьёв представил первую версию сценария, но её отвергли.
По словам Яна Колтунова, учёного и коллеги Бориса Ляпунова, сценарий переписывали пять раз. Но даже самая отточенная с научной точки зрения и полностью выверенная версия не пришлась ко двору на центральных киностудиях.
Чиновникам казалось, что полёты в космос начнутся ещё очень не скоро и есть более насущные темы, которые стоило бы освещать с киноэкрана. Да и технически будущий фильм казался сложноисполнимым,
и это было ещё одной причиной отказывать Павлу Клушанцеву. Добро было получено лишь на «Леннаучфильме», где режиссёр оборудовал себе небольшой кабинет. Там-то он и и придумывал все свои феноменальные идеи и способы их реализовать.
Фильм построен как трёхчастный. Первая часть посвящена Циолковскому и его непростому пути в науке. Эпизоды с Циолковским (его сыграл актёр Георгий Соловьёв) снимали в Калуге, местами сохранявшей дух дореволюционного купеческого городка.
Большую помощь оказали сотрудники Дома-музея учёного, которые даже предоставили киношникам реквизит, а некоторые предметы и вовсе были подлинными.
Вторая часть рассказывает о первом полёте в космос. Авторы «отправили на орбиту» экипаж из трёх человек, правда, скафандрами их не снабдили. Зато показали, как космонавты находятся в состоянии невесомости (а заодно и разъяснили буквально на пальцах, почему возникает невесомость).
Ну а заключительная часть была посвящена уже активному освоению орбиты и Луны. Здесь показали, как человек покидает космический корабль и выходит в космос,
как обустроен быт на орбитальной станции (и это довольно забавно: чтобы космонавты не скучали по Земле, у них есть даже кошки!), космический аппарат, который отправляется к Луне, и собственно посадку на Луну.
Все интерьерные сцены создавались в павильонах «Леннаучфильма», а трюковые — в том самом кабинете Клушанцева на киностудии.
Активно использовались во время работы над фильмом и комбинированные съёмки, позволившие продемонстрировать космонавтов и в безвоздушном пространстве, и возле космических кораблей, и на поверхности нашего спутника.
Помогала создавать ленту мощная команда консультантов, но далеко не все попали в титры, посколько участвовали в программах секретных разработок.
Одним из главных консультантов был Михаил Тихонравов, авиаинженер и конструктор космических аппаратов. Ещё в до войны он участником Группы изучения реактивного движения, которая в 1933 году успешно запустили первую ракету на гибридном топливе.
Этот эпизод есть и в фильме как одна из важнейших вех в развитии советской космонавтики.
Создание спецэффектов и сегодня требует усилий и времени, и можно представить, насколько это было непросто в пятидесятые.
При требовании ежедневно выдавать 20 метров отснятой плёнки Павел Клушанцев выдавал лишь пять, так что руководство киностудии всерьёз заволновалось и уже раскаивалось, что разрешило заниматься Клушанцеву столь замысловатым и длительным проектом.
Ближе к осени 1957 года фильм был почти готов. И тут случилось эпохальное событие, изменившее историю планеты: в октябре СССР запустил первый спутник. Этот невозможный доселе полёт доказал скептикам, в том числе и скептикам от кино, что космическая эра уже наступила.
Павел Клушанцев оперативно доснял пару эпизодов о советском спутнике, вмонтировал их в ленту, и уже 7 ноября «Дорога к звёздам» вышла в прокат (аккурат к 40-летию революции).
Тираж картины был внушительным, и это вполне оправдалось: картина привлекла внимание миллионов зрителей, а многих по-настоящему заинтересовала космонавтикой.
Фильм получил несколько призов на международных фестивалях, его купили 20 стран.
«Дороги к звёздам» длится 50 минут. Это красочный цветной и очень оптимистичный научно-популярный фильм, доступно раскрыающий основы аэронавтики, ракетостроения и космонавтики.
Интересно, что в трактовке Павла Клушанцева первые ракеты уже были, похоже, многоразовыми, а орбитальная станция представляла собой колоссальную центрифугу, которая вращаясь, создаёт внутри искусственую граитацию.
Ну и несколько фантастических для пятидесятых сцен из «Дороги к звёздам» 1957 года, которые спустя время стали былью:
- первый полёт в космос. В реальности — 1961 год;
- первый выход в открытый космос. В реальности — 1965 год;
- первые люди на Луне. В реальности — 1969 год;
- появление орбитальной станции. В реальности — 1971 год.