Советские чиновники лишили его работы и заставили покинуть СССР. Трудная судьба артиста Бориса Амарантова

Сегодня вспомним о знаменитом советском артисте оригинального жанра, актёре и режиссёре, лауреате многих международных конкурсов и фестивалей Борисе Амарантове, который прожил короткую, но яркую жизнь и оставил о себе добрую память в сердцах благодарных зрителей.

Борис Георгиевич Амарантов родился 19 сентября 1940 года в Москве, РСФСР, СССР. Его отец был династическим священником. Борис рос романтичным и восторженным мальчиком, у которого ещё в раннем детстве проявились незаурядные творческие способности.

Его жизнь резко изменилась после новогоднего вечера на ёлке в Кремле, когда он впервые увидел выступление жонглера. С этого момента Амарантов уже знал, чем он будет заниматься в дальнейшем. Борис знал, что он добьётся больших результатов, потому что его всегда отличало трудолюбие, порой граничащее с фанатизмом.

Амарантов самостоятельно отточил технику жонглирования и начал устраивать представления для своих одноклассников, параллельно принимая активное участие в художественной самодеятельности, а затем он решил поступить в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Но это оказалось не так просто и талантливого парня ожидало много препятствий.

Борис Амарантов лишь с шестой попытки смог поступить в эстрадно-цирковое училище, и в этом ему помог счастливый случай. В приёмную комиссию входил легендарный клоун-мим Леонид Енгибаров, который предложил Борису в течение пяти минут удерживать на носу ложечку.  Амарантов согласился и продержал её целых 20 минут, и его приняли.

В 1962 году Борис Амарантов с отличием окончил ГУЦЭИ и в его репертуаре уже был номер “Ке-ля-ля”, в постановке Сергея Каштеляна на мелодию неаполитанской песни “Chella llà” (“Эта девушка”), которую исполнял Ренато Карозоне. С этим номером артист с успехом выступил в популярной телепрограмме “Голубой огонёк” и снялся в музыкальной приключенческой картине “Попутного ветра, „Синяя птица”!”. В этот же период Борис придумал свой знаменитый образ странного персонажа в черном костюме с белым воротничком.

В кино актёр-мим дебютировал в 1962 году, снявшись в короткометражном фильме “Вечер в Москве”, где он исполнил роль жонглёра. Затем в биографии Амарантова были роли в следующих картинах: “На завтрашней улице” (1965), “Попутного ветра, «Синяя Птица»!” (1967), “Любовь к трём апельсинам” (1970), “Большой аттракцион” (1974).

Борис Амарантов произвёл подлинный фурор на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки и стал его лауреатом, выступив с актуальной антивоенной миниатюрой “Берегите мир» (“Атомщик доигрался”).

На волне успеха Борис Амарантов создал собственный театр пантомимы, где родился популярный спектакль “Чудеса в саквояже”, поставленный такими знаменитыми режиссёрами, как Григорий Чухрай, Марк Донской и самим Борисом Георгиевичем. Спектакль имел крупный успех.

Сейчас это кажется невероятным, но знаменитые правительственные концерты в Кремлёвском дворце съездов завершали не популярные певцы и эстрадные оркестры, а именно Борис Амарантов, артист пантомимы и жонглер, который эти “низкие” жанры возвёл в ранг настоящего искусства.

Амарантов стал, без преувеличения, звездой мирового уровня, но никогда не просил за себя у властьимущих, не плёл интриг и не отслеживал “подводные течения” вокруг.

Будучи идеалистом и выдающейся творческой личностью, Борис достаточно быстро узнал, что такое зависть и ненависть коллег и чиновников.

Со слов людей, хорошо знавших артиста: “Борис попал в сети администрации и стал разменной монетой в чиновничьих разборках, и оказался отлучён от самого главного в жизни — от зрителя”.

Советская бюрократическая машина, в лице высокопоставленных чиновников Министерства культуры РСФСР, сделала всё, чтобы Борис Амарантов лишился работы. Его театр неоднократно закрывали, а когда он был восстановлен, то из него уволили самого Амарантова. В итоге, Борис Георгиевич лишился средств к существованию.

Он не мог работать по профессии и артисту пришлось устроиться ночным сторожем. В июле 1975 года Борис Амарантов написал письмо в Президиум Верховного Совета СССР, где он заявил “об отказе от советского гражданства” и требовал о предоставлении ему права выехать из СССР за границу.

В конце лета 1977 года Амарантов эмигрировал из Советского Союза в Израиль, а в ноябре того же года он уже прилетел в США. Но надежды на лучшую жизнь не оправдались — творческая карьера в Америке у Бориса Амарантова не сложилась. Затем он переехал в Париж, где стал учеником в школе пантомимы великого Марселя Марсо. В течение нескольких лет Борис Амарантов  гастролировал во многих странах мира, писал мистические стихи и очень зрелые стихи, продолжая жить во Франции, потому что Франция наиболее близка русским эмигрантам по духу.

Борис опять стал жертвой концертных интриг, да и пантомима на Западе стала выходить из моды, поэтому его желание вернуться на родину с каждым годом только усиливалось. В 1986 году в СССР полным ходом шла “Перестройка” и, получив советское гражданство, Борис Амарантов вылетел на родину.

Вернувшись в СССР, Борис мечтал снова заняться режиссурой, но из-за равнодушия и агрессивности окружающих Бориса Амарантова не стало. Он ушёл из жизни 3 марта 1987 года. Артисту было всего 46 лет. Обстоятельства этого загадочного дела так и остались до конца не раскрытыми.

Источник

Оцените статью
Советские чиновники лишили его работы и заставили покинуть СССР. Трудная судьба артиста Бориса Амарантова
«Гyлящая», а точнее — несчастная