Во времена перестройки, когда гласность и плюрализм мнений достигли абсолюта, все эти картины извлекли из архивов и запасников и с большой помпой явили миру, как ещё одно доказательство советского тоталитаризма.
Но феерии не получилось.
Во-первых, этих фильмов оказалось бесконечно мало по сравнению с тем гигантским количеством картин, что увидели свет во времена Союза, а во-вторых, лишь немногие из запрещённых фильмов оказались действительно «откровением».
Сегодня, я хочу вспомнить некоторые из них.
Начну с Рязановской комедии «Человека ниоткуда». Фильм вышел в прокат в 1961 году и после разгромной критики, был снят с показов во всех кинотеатрах страны и лег на полку почти на тридцать лет. Сам товарищ Суслов раскритиковал «безыдейную» картину и призвал прекратить субсидирование брака в области искусства.
Я посмотрел это фильм году наверное в 90-м и после этого у меня ни разу не возникло желания его пересмотреть.
Многие возразят: Там снимаются великие советские актеры Яковлев, Юрский, что тебе ещё требо, пес смердящий?
Согласен, прекрасные актеры играют с блеском, а пересматривать всё равно не тянет.) Как ни удивительно, но здесь я согласен с товарищем Сусловым-фильм и вправду безыдейный.
Второй фильм, который хотелось бы вспомнить, это «Интервенция». Картину, ни много не мало, приурочили к пятидесятой годовщине Великой Октябрьской революции. Как говорится, почувствуйте масштаб. В то время еще были живые свидетели и участники, тех грозовых событий, перевернувших нашу страну.
Фильм, стилизованный под театральные представления начала 20-х годов, сильно не понравился начальству Госкино и «навтыкав» режиссеру, фильм завернули в прокате, уложив «на полку».
Актеры и съёмочная бригада пытаясь спасти картину, написали письмо лично Брежневу, который был заядлым киноманом и дал «путевку в жизнь» многим неоднозначным картинам не прошедшим цензуру, но либо письмо не дошло до генсека, либо он был согласен с цезорами и не стал вмешиваться.
В перестроечном 87 году фильм извлекли из архивов и пустили в прокат.
Я его смотрел в начале 90-х, больше из-за того, что там снимался Владимир Высоцкий. Может мне не близок жанр буффонады и гротеска, но фильм оставил впечатление какого-то сумбура и балагана, никак не связанного с революционным лихолетьем.
Третья картина это «История Аси Клячиной которая любила, да не вышла замуж». Фильм был снят Андроном Кончаловским в 1967 году и в этом же году лег «на полку», увидев свет лишь через двадцать лет.
Экспериментальная драма, снятая в «полудокументальной» манере, пришлась не по душе советским цензорам.
Сам режиссер планировал снять «сюрреалистическую сказку в хроникальной манере», но увлеченный стилистикой, немного забыл про сюжет, который едва проступает сквозь довольно вялые и монотонные диалоги.
Огромное количество персонажей добавляет фильму сумбура, а непрофессиональные актёры вызывают смешанные чувства. Очень трудно досмотреть этот фильм до конца «на одном дыхании», он слишком неровный и дремотный одновременно, и порой хочется сделать перерыв, чтобы попить чайку.
Я не сторонник какой бы то ни было цензуры, и не призываю к запретам и другим карательным мерам в отношении киноиндустрии. Хотя нет, вру.
Некоторые современные фильмы я бы с удовольствием запретил, до того они (как выражался товарищ Суслов) никчемные и безыдейные, но посмотрев советскую «запрещенку» я в какой-то мере понял, чем руководствовались цензоры Госкино, когда «браковали» ту или иную картину.
И не могу сказать, что это были пустые придирки и вкусовщина.
А как вы считаете, был ли такой метод контроля действенным инструментом в борьбе за качество кинематографа, или являлся карающим мечом тоталитарной госцензуры?