действие в нём показано весьма жестокое, а герои на экране гибнут регулярно, причём как второстепенные, так и главные.
Впрочем, и время в фильме показано не самое мирное — это история времён Гражданской войны. В каком-то смысле эта работа стала продолжением ленты Гаспарова «Ненависть», вышедшей в годом раньше, да и часть актёров перешла с режиссёром в новую картину.
Сценарий для Самвела Гаспарова вновь написал Эдуард Володарский, и ставили фильм всё на той же Одесской киностудии, что и прежние ленты Гаспарова. Режиссёр, начавший кинокарьеру с мелодрамы, тяготел к фильмам приключенческим, авантюрным, любил эффектные съёмки и массовые сцены.
Всё это в полной мере воплотилось и в фильме «Забудьте слово “смерть”», хотя позже, уже после премьеры,
критики сочли, что авторы чрезмерно увлеклись внешней стороной съёмок, пожертвовав драматической составляющей.
Сюжет переносит зрителей на Украину, где пытается укрепиться советская власть. Одним из её ярых врагов считается бандит Кикоть, чья банда орудует в местных сёлах.
Чтобы справиться с бандой, в неё отправляется под видом посланника от барона Врангеля комиссар Островой. Параллельно наводит порядки в окрестностях местный милиционер, молодой, но убеждённый коммунист Полищук. Но Кикоть хитёр и жесток и справиться с ним легко не получится.
Собираясь снимать новый фильм, Самвел Гаспаров пригласил исполнителей, с которыми уже не раз работал. В первую очередь это были Константин Степанков и Элгуджа Бурдули, постоянные коллеги Гаспарова. Константину Степанкову, как и в «Ненависти», снова досталась роль отрицательная — он сыграл самого батьку Кикотя.
Самвел Гаспаров вообще открыл в актёре новую грань: в его лентах Степанков предстаёт тираном-боевиком с заметной безуминкой, и выглядит это по-настоящему пугающе. Сам артист про подобные образы высказывался так:
«Если актёр играет отрицательный образ и сыграет его плохо, то он хороший гражданин, но плохой актёр. А если он сделает его отталкивающим, то он хорош и как актёр, и как гражданин, потому что вызывает ненависть ко всему скверному».
Элгуджа Бурдули сыграл роль помощника Кикотя, тоже привычно отрицательного персонажа.
Роль Дмитрия Полищука получил Евгений Леонов-Гладышев, также снимавшийся в «Ненависти»,
а вот в образе интеллигентного комиссара Острового, выдающего себя за белого офицера, предстал Богдан Ступка.
Любопытно, что Богдан Ступка и Константин Степанков, сыгравшие тут идеологических противников, встречались на съёмках ещё почти десять лет назад, когда создавалась драма «Белая птица с чёрной отметиной» (1970), которая и принесла всесоюзную славу начинающему тогда актёру Богдану Ступке.
Женский роли достались Людмиле Фирсовой, сыгравшей беременную жену Дмитрия Полищука (к слову, Людмила и в жизни была супругой Евгения Леонова-Гладышева, исполнителя роли Полищука) и Ольге Гаспаровой, тогдашней жене режиссёра и постоянной актрисе его фильмов, которая тут стала прекрасной панночкой Негребецкой.
Отдельно стоит отметить продолжателей двух актёрских династий. Сына батьки Кикотя сыграл Константин Степанков-младший, сын Константина Степанкова и Ады Роговцевой.
А одну из главных ролей, циркового артиста Армена Кальянова, который позиционирует себя как равнодушный к политике человек, получил Пётр Меркурьев, сын легендарного актёра Василия Меркурьева.
Ну и нельзя не напомнить, что
«Забудьте слово “смерть”» — это ещё один фильм, в котором могла бы прозвучать песня Владимира Высоцкого, но так и не прозвучала.
Композиция называется «Пожары», она была записана Высоцким в сопровождении оркестра, но в итоге не прозвучала.
Занятно, что подобное случилось и во время съёмок дебютного фильма Самвела Гаспарова «Рейс первый, рейс последний» (1974), в который тоже планировали включить песню Владимира Высоцкого, но потом отказались от неё.
Фильм вышел осенью 1979 года и собрал неплохую аудиторию в 24 миллиона зрителей, войдя в двадцатку лучших картин года. Обычные зрители с удовольствием шли на фильм, которому сложно отказать в динамике и красочности, насыщенности погонями и драками.
Но не менее сложно отказать работе Самвела Гаспарова и в жестокости: на экране очень много убийств. Немного скрашивают ситуацию лирические линии, но и они в итоге оканчиваются драмами. Но, как написал журнал «Спутник кинозрителя»,
«Прелесть и своеобразие таких фильмов состоит в том, что в них много от игры — и хотя мы в общих чертах представляем, чем закончится эта картина, тут на помощь приходит известный кинематографический опыт — интересная игра всегда захватывает и увлекает».
А вы помните фильм «Забудьте слово “смерть”»? Как вам кажется, режиссёр и в самом деле увлёкся трюками и был безжалостен к персонажам или же отразил реальность, каковой она была в Гражданскую?