— Я должен заниматься тем, чтобы тебе объяснить, что есть люди, которые живут по иным законам, нежели существуют для других. Ты заставил меня этим заниматься, понимаешь! Ты заставил меня это делать!
В 1977 году работавший на киностудии «Казахфильм» режиссер Эльдор Уразбаев громко заявил о себе. Ему доверили съемки «Транссибирского экспресса» — продолжения нашумевшей исторической драмы «Конец атамана» — и молодой постановщик не подкачал.
Картина имела бешеную популярность в СССР, а сам Уразабаев через два года перебрался на «Киностудию имени Горького». Впереди было много работы.
В начале 1980-х начальник ГАИ СССР Валерий Лукьянов дал поручение снять фильм о своем ведомстве на «Киностудии имени Горького». В итоге важный заказ достался Уразбаеву, а сценарий для картины написал опытный Александр Бородянский («Афоня»).
На главную роль взяли Сергея Никоненко («Освобождение»), компанию которому составили не нуждающиеся в представлениях Никита Михалков и Олег Ефремов.
— Что ты все форточку вертишь? С тебя звездочку хотят снять, а ты форточку вертишь.
Провинциальный советский городок. Здесь добросовестно трудится патологически честный и ответственный инспектор ГАИ Петр Зыкин. Коллеги над ним посмеиваются, но Зыкину все равно — он привык исполнять свой долг.
Однажды Петр останавливает ничем не примечательный автомобиль, чтобы оштрафовать водителя за превышение скорости. Оказалось, что за рулем — новоиспеченный начальник СТО Валентин Трунов, который не желает жить по правилам.
Трунов привык, что все вокруг, включая городскую администрацию, ему должны. Ведь именно он может быстро и вне очереди отремонтировать автомобиль каждому, кто об этом хорошо попросит.
Зыкин не обращает внимания на наглость Трунова и прокалывает нарушителю права, обернутые целлофаном. Трунов в ярости уезжает, и это только начало истории.
В участке Зыкину попадает от начальства за излишнее рвение, но инспектор отказывается понимать происходящее. Он считает, что все должно быть по закону, но окружающие с ним не согласны. Трунов продолжает по-хамски вести себя на дороге, а инспектор снова его штрафует. Над Зыкиным нависла настоящая опасность…
— Фирма веников не вяжет. А если вяжет, то фирменные!
Драма «Инспектор ГАИ» вышла в мае 1983 года. Многие критики были удивлены принципиальной бескомпромиссностью сценария, а журнал «Советский экран» отмечал, что «в картине фактически отсутствуют полутона и побочные сюжетные линии».
Для СССР фильм на тему коррупции и головотяпства властных структур была редкостью, но современный зритель с легкостью увидит в ней параллели с российским кино. Например, с драмой «Дурак» Юрия Быкова, где главный герой точно так же в одиночку шел против прогнившей системы.
В «Инспекторе ГАИ» Петра Зыкина тоже называют дураком, а чиновничий персонаж великолепного Николая Парфенова отмечает: «Одно слово — рыжий!». Хотя, в переносном смысле Зыкин больше похож на классическую «белую ворону», оказавшуюся не в то время и не в том месте.
Инспектор не желает мириться с беспределом «хозяев жизни» и выходит на тропу войны с «баловнями судьбы» в лице Трунова. Конфликт двух диаметрально противоположных социальных позиций неизбежен, и победителей в таких противостояних, как правило, не бывает.
Но авторы фильма все же дают в финале надежду на позитивный исход.
— Ты правду хоть говоришь-то?
— Правду.
— Так считаешь?
— Так считаю.
— Честно?
— Честно.
— Господи, сколько же у тебя в жизни разочарований-то еще впереди.
В концовке картины между Зыкиным и Труновым состоялся красноречивый диалог, но в изначальном варианте сценария все было совершенно по-другому. По словам Александра Бородянского, его сюжет подразумевал гибель главного героя от рук Трунова.
Но Никита Михалков сразу заявил, что «не может это играть», потому что «не хочет убивать инспектора», и попросил поменять финал. Сценарий переписывали уже без участия Бородянского, но автор в интервью отмечал, что вполне доволен итоговым результатом.
Также Бородянский рассказывал, что в основе сюжета лежит реальная история, где были и права в целлофане, и наглый «хозяин жизни», и последующее понижение гаишника в должности.
«Инспектор ГАИ» — простая, на первый взгляд, бытовая драма, но в ней можно найти много интересных деталей. Снимался фильм в латвийском городе Лиепая, поэтому в кадре виден некий колорит.
Отдельного упоминания заслуживают изобретательная операторская работа Михаила Рогового и добротная игра всех без исключения актеров. Но главным достоинством картины остается ее тема: такое кино всегда актуально.