Советский фильм с Жанной Моро в главной роли, кинопрокат которого был запрещен не только в СССР, но и во всем мире

История этого фильма, снятого на киностудии «Мосфильм» в 1991 году, началась на двадцать лет раньше, когда выпускник режиссерского факультета ВГИКа Рустам Хамдамов приступил к съёмкам своего первого самостоятельного фильма «Нечаянные радости». Картина по сценарию Андрея Кончаловского была посвящена первой русской звезде немого кино Вере Холодной. В главной роли снималась Елена Соловей в компании с Эммануилом Виторганом и Олегом Янковским. В фильме также снимались знаменитая Татьяна Самойлова и ряд других актёров.

Но молодой и талантливый режиссёр по ходу съёмок сильно уклонился от утвержденного сценария, пытаясь рассказать о легендарной актрисе свою историю. Это было грубейшим нарушением правил советского кинопроизводства, поэтому, как только руководство узнало, что режиссёр снимает кино, несоответствующее утвержденному сценарию, работа над фильмом тут же была остановлена, а все плёнки изъяты и смыты.

Но несколько фрагментов случайно (а может, и не случайно?) сохранились дома у оператора картины Ильи Миньковецкого. В начале 1990 года он передаст их Хамдамову, когда тот начнёт снимать тот самый фильм с Жанной Моро под названием «Анна Карамазофф».

Кстати, уже утвержденный сценарий «Нечаянных радостей» тогда не пропал. В 1975 году молодой Никита Михалков снял по нему фильм «Раба любви» всё с той же Еленой Соловей в главной роли.

Ну а молодой и талантливый кинорежиссер Рустам Хамдамов за грубейшее нарушение производственной дисциплины получил запрет на профессию.

Лишь в конце 80-х когда были упразднены худсоветы и реабилитированы все творцы, запрещенные советской цензурой, Рустам Хамдамов наконец получил право снять свой новый художественный фильм. Второй за двадцать лет в кино. До этого ему приходилось трудиться на киностудии в качестве костюмера и художника.

Время съёмок фильма «Анна Карамазофф» совпало с последними месяцами существования СССР. Поэтому были сложности с госфинансированием, но нашёлся французский продюсер, и работа над фильмом была успешно завершена.

Появление в этой картине легендарной Жанны Моро стало счастливой случайностью.

Дело в том, что Рустам, к тому же очень талантливый художник. Его картины сегодня есть даже в экспозиции Третьяковской галереи и в современной коллекции Эрмитажа, а также во многих музеях по всему миру. Ни у кого нет сомнений, что если бы Рустам занимался только изобразительным творчеством, то достиг бы огромного успеха. Но он всегда говорил, что раз и навсегда влюблен в кино.

Однажды его акварели попали на глаза знаменитой французской актрисе. Они ей очень понравились, и Жанна Моро заинтересовалась автором. А когда она узнала, что его основная профессия — кинорежиссёр, а рисунки — всего лишь что-то вроде хобби, она захотела с ним познакомиться лично. Ну а позже, прочитав его сценарий к фильму «Анна Карамазофф», сама попросилась на главную роль. Вот так, в Москве, в стенах киностудии «Мосфильм» в самом начале 1990 года неожиданно для всех появилась эта мировая кинозвезда.

Я не буду рассказывать сюжет фильма, снятый в стиле арт-хаус, потому что несмотря на отсутствие кинопроката, фильм можно найти в интернете и наверняка кто-нибудь из читателей захочет его посмотреть.

В картине «Анна Карамазофф» — великолепный актёрский ансамбль. Компанию французской кинозвезде составили: Светлана Немоляева, Эммануил Виторган, Юрий Соломин, Наталья Фатеева, Ирина Печерникова и еще с десяток известных актёров. В фильм были вставлены и кадры из сохранившихся фрагментов уничтоженной киноленты «Нечаянные радости» с молодыми Еленой Соловей, Эммануилом Виторганом и Олегом Янковским.

Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в мае 1991 года. Причем, он был принят публикой неоднозначно — был возмущенный свист, но были и овации. И, как выяснилось позже, это оказался первый и последний общественный показ картины. Дело в том, что французский продюсер заявил на фильм свои эксклюзивные права, с которыми не мог согласиться непосредственный создатель фильма Рустам Хамдамов. В итоге судебный спор выиграл француз, и по его решению картина так и не появилась не только в российском прокате, но и на экранах других стран.

Правда, чуть позже фильм оказался на просторах интернета, и сегодня любой желающий может его посмотреть.

Источник

Оцените статью
Советский фильм с Жанной Моро в главной роли, кинопрокат которого был запрещен не только в СССР, но и во всем мире
Горе-мужчины собранные в одном советском фильме