Советский триллер, где мстительный хищник открыл охоту на человека

Режиссёр Александр Итыгилов первый фильм, короткометражку «Встреча» (1980), снял по прозе Валентина Распутина, писателя, которого ценил и едва ли не боготворил. Задумывая вторую работу, режиссёр вновь обратился к распутинской прозе, но на этот раз это была история не о человеческой психологии, а о взаимодействии человека и природы. Интересно, что

основой для дебютной «Встречи» Александра Итыгилова стал рассказ уже Распутина зрелого и мастеровитого, а вот в основе первой полнометражной ленты — произведение из числа ранних, рассказ «Продаётся медвежья шкура».

Это же название получил и фильм.

С просьбой написать сценарий Александр Итыгилов пришёл к писателю. Дело в том, что сценарий для «Встречи» написал Глеб Панфилов, режиссёр и учитель Итыгилова (и это был единственный случай, когда Глеб Панфилов выступил сценаристом). Но на этот раз Панфилов был занят, и

Распутин предложил Итыгилову не привлекать других авторов, а написать сценарий самостоятельно.

Правда, работа эта оказалось непростой, у начинающего кинематографиста литературный опыт был скудным, так что время от времени приходилось всё же прибегать к помощи писателя. При этом с самого начала режиссёр решил, что лента будет аскетичной, в какой-то мере походящей на документальное кино.

Начинается сюжет с того, что опытный таёжный охотник Василий убивает спящую в берлоге медведицу. И за это ему начинает мстить очнувшийся от спячки медведь. Хищник будто хочет забрать жизнь охотника взамен жизни подруги. Медведь по-настоящему преследует Василия. Когда тот переезжает на другую стоянку, медведь разыскивает его. Василию не помогает даже переезд в более-менее людный посёлок: медведь приходит и туда, преодолев не одну сотню километров.

Хищнику не нужны другие охотники, он старается не связываться с ними. Ему нужен лишь тот, кто убил его медведицу. О этой странной и опасной гонке человека медведем знают уже и окружающие, но Василию от этого не легче:

он, привыкший к вольной жизни в тайге, теперь должен жить в посёлке, и при этом его постоянно сопровождает страх. Это природный страх в образе медведя действует разрушительно, он разъедает Василия, и однажды наступает момент, когда состоится решающая схватка человека и зверя.

Снимать фильм о тайге Александр Итыгилов решил в Сибири, в тех местах, о которых рассказал Валентин Распутин. Группа базировалась в селе Батурино в Прибайкалье, где сохранились ещё постройки давности. Работать в условиях сибирской зимы было очень сложно: при температуре -45 градусов мотор камеры замерзал буквально через несколько минут работы, его необходимо было регулярно отогревать. Поэтому актёры и режиссёр заранее репетировали всё до мелочей, чтобы свести число дублей к минимуму.

Всех второстепенных персонажей в ленте сыграли местные жители. И перед режиссёром встала задача найти такого исполнителя главной роли, который внешне писался бы в это сообщество суровых сибиряков, но выделялся бы внутренне, ведь Василий переживает серьёзный перелом, мучительно ищет выход из полумистического противостояния с хитроумным медведем.

Актёра нашли, как ни удивительно, совсем в другом конце страны, в Прибалтике: Василия сыграл литовский артист Стасис Петронайтис. Про его участие в фильме Александр Итыгилов сказал:

«Актёр Стасис Петронайтис сделал всё от него зависящее в исключительно трудных условиях, тем более что его основным партнёром в «игре» являлся медведь — зверь безусловно фактурный, но с глазами настолько малыми, что в них невозможно уловить никакое внутреннее состояние, даже если они его в какой-то момент выражают».

Петронайтису же удалось обратное — именно его глаза рассказывают историю психологической схватки с хорошо знакомой опытному охотнику, но столь порой опасной и непредсказуемой природой, схватки, в которой жизнью можно заплатить за другую жизнь.

Небольшие роли в ленте сыграли супруга режиссёра Ольга Матешко, снимавшаяся у него постоянно, и Борислав Брондуков,

а старого охотника изобразил непрофессиональный актёр, но хорошо известный в Бурятии писатель Михаил Жигжитов, сам профессиональный охотник и знаток тайги.

По режиссёрской задумке в кадре было очень мало текста (его читает актёр Валерий Шаповалов), но много завораживающих зимних пейзажей. Тут не пришлось колдовать:

виды сибирских лесов сами по себе были колоритной декорацией, на фоне которой разворачивается история Василия.

Киношники побывали в районе Байкала, большую часть эпизодов снимали в Бурятии. В отличие от дебютной «Встречи», где всё происходит в камерной атмосфере гостиничного номера, а герои постоянно говорят, в новой ленте необходимо было сосредоточить внимание зрителей на визуально-психологической составляющей, а не на словах. Зрителя буквально окунают в сибирский лес, с одной стороны, восхищающий мощью и бескрайностью, с другой стороны, таящий опасность, пугающий на животном уровне, перенятом от дальних предков.

«Меня невероятно увлекла задача передать, как бы сосредоточить в цвете, в настроении пейзажа, в его движении и развитии, по мере обострения столь необычного противоборства — вплоть до финального поединка — внутреннее состояние героя, его смятенность, тот неожиданный трагизм, которым обернулся для него, казалось бы, самый обычный в охотничьей жизни поступок — убийство зверя, на сей раз — медведя», —

так отозвался Александр Итыгилов об этой своей работе.

В конце 1980 года первый полнометражный фильм Александра Итыгилова «Продаётся медвежья шкура» вышел на телевидении. Его хорошо оценили и критики, и зрители, хотя, конечно, сложно избежать параллелей с предшественником на схожую тему — триллером «Злой дух Ямбуя», выпущенном в 1978 году.

В сравнении с ним «Продаётся медвежья шкура» выглядит более психологичным и не столь динамичным, но не менее затягивающим.

А как вы считаете, «Продаётся медвежья шкура» — это удачная экранизация рассказа Валентина Распутина?

Оцените статью
Советский триллер, где мстительный хищник открыл охоту на человека
Секреты красоты советских женщин: Что делали, когда косметику достать сложно, а выглядеть нужно на все 100