Эпоха 80-х подарила отечественному кинематографу немало шедевров.
Каждое новое десятилетие обязательно оставляет свой след в истории отечественного кинематографа. Эпоха 80-х ознаменовалась глотком воздуха — режиссеры создавали более смелые по своему духу картины. Вот 10 культовых советских фильмов 80-х, которые нужно посмотреть хотя бы раз в жизни.
«Курьер»
Фильм «Курьер» — это настоящая жемчужина нашего кинематографа 80-х годов, который до сих пор остается актуальным. Режиссер Карен Шахназаров максимально точно показал нравы подростков позднего советского периода.
А еще фильм интересен с точки зрения перестроечной эстетики. Зрители могут увидеть, как выглядела элитная и обычная квартира в 1980-х годах, как одевались молодые люди того времени. Разница между квартирой Кати и Ивана показывает различия в социальном статусе и вкусах, что придает фильму дополнительную глубину.
«Курьер» — это лирическая драма, которая затрагивает тему отношений между родителями и детьми, подростковые чувства и фантазии. Фильм не только закрывает эпоху классического советского детско-юношеского кино, но и задает стандарт новому молодежному кино перестроечной эпохи.
«Асса»
«Асса» сильно отличается от предыдущих работ режиссера Сергея Соловьева. Фильм стал символом поколения Перестройки, показывая стремление общества к переменам и новым идеалам.
Сюжет разворачивается в зимней Ялте 1980 года. Молодая девушка Алика влюбляется в парня по прозвищу Бананан, в то время как ее бывший любовник и бандит Андрей Крымов возвращается, переполненный ревностью. Романтическая и криминальная сюжетные линии фильма переплетаются, что и создает напряжение.
Соловьев обожал магию кинематографа, поэтому в «Ассе» использовал ее по максимуму. Каждый кадр картины наполнен несовместимым: император Павел I и криминальный авторитет, пальмы и снег, ржавый фуникулер и библейский «Город золотой», песня в исполнении Агузаровой и пуля в спину. Все это создает гипнотизирующий эффект. Название фильма само по себе необычно, что усиливает зрительский интерес.
«Город Зеро»
«Город Зеро» — это уникальный фильм, который выделяется из общей массы советского кинематографа. Фантасмагорическая история о городе, из которого нет никакого пути. Абсурдную комедию многие считали пророческой: она предсказала развал СССР.
Главный герой картины, инженер Алексей Варакин, отправляется в командировку в провинцию и сталкивается с невероятными событиями. Отсутствие пропусков, странные поведение местных жителей, директор завода, который не знает о смерти главного инженера — все это создает атмосферу абсурда и гротеска.
Сценарий «Города Зеро» был написан как комедия, но в нем также присутствует социальный подтекст. Фильм аллегорически отражает нелицеприятные стороны перестройки, что делает его еще более интересным для зрителя.
Несмотря на свою уникальность и глубину, сначала «Город Зеро» не получил широкого признания. Некоторые критики считают, что это связано с тем, что фильм слишком сложен и аллегоричен для массового зрителя. «Город Зеро» обязательно стоит посмотреть всем, кто ценит необычные и качественные фильмы.
«Формула любви»
В «Формуле любви» Марк Захаров создал неповторимую атмосферу иронии, романтики и юмора. Главный герой фильма — граф Калиостро, маг-авантюрист, который стремится найти формулу любви. Но в процессе он понимает, что любовь не поддается формулам и не может быть запрограммирована.
Абсолютно каждый персонаж — от графа Калиостро и его верного слуги-кузнеца, до простых деревенских жителей — покоряет зрителей с первых же секунд. Фантастический сюжет, блестящий актерский состав, гротескные образы и прекрасное музыкальное оформление — все это сделало «Формулу любви» культовой картиной.
Сценаристы и режиссер смогли удачно передать глубокий философский смысл через легкость и юмор. А фразы из фильма давно ушли в народ.
«Дом, который построил Свифт»
Фильм «Дом, который построил Свифт» — это настоящий шедевр советского кинематографа 80-х годов, который обязательно стоит посмотреть каждому ценителю хорошего кино. Марк Захаров создал удивительный мир, где реальность и фантазия переплетаются воедино.
Сюжет вращается вокруг загадочного дома писателя Джонатана Свифта, где происходят невероятные события. Главный герой — молодой доктор Симпсон, отправляется на осмотр к писателю, который, по слухам, каждый день умирает в пять часов пополудни.
Однако, когда он попадает в этот загадочный дом, он сталкивается с миром лилипутов, великанов, йеху и гуигнгнмов, где граница между реальностью и вымыслом становится неясной.
«Кин-Дза-Дза»
Фильм «Кин-дза-дза!» Георгия Данелия, вышедший в 1987 году, вызвал сначала недоумение и непонимание у зрителей и критиков. Однако со временем он стал признанным культовым шедевром антиутопической трагикомедии.
Сюжет фильма рассказывает о прорабе по имени Владимир Машков, который случайно попадает на планету Плюк вместе с человеком по имени Гедеван. Здесь они сталкиваются с абсурдной реальностью, где социальный статус определяется цветом штанов, а жители должны преклоняться перед теми, у кого они светлее.
Фильм высмеивает как советский коммунизм, так и западный капитализм, показывая, что в любой системе есть свои недостатки и абсурдность. Планета Альфа, напротив, является идеализированным образом коммунистического общества, где царит гармония и доброжелательность.
«Кин-дза-дза!» стал не только культовым фильмом, но и оказал огромное влияние на русскоязычную культуру. Многие фразы и выражения из картины стали крылатыми.
«Влюблен по собственному желанию»
Сюжет фильма Сергея Микаэляна рассказывает о бывшем спортсмене Игоре, который настолько пьян, что в буквальном смысле падает к ногам библиотекарши Веры. У него нет денег на такси, поэтому Вера одалживает ему три рубля.
Вскоре их общение становится более близким, а Игорь просит у нее помощи — он хочет изменить свою жизнь. Вера предлагает Игорю участвовать в необычном эксперименте — влюбиться друг в друга с помощью аутотренинга.
Вера верит в возможность изменить свою жизнь и убеждена, что человек способен на саморазвитие. Главные герои заключают пари — полюбить друг друга «по собственному желанию».
Фильм «Влюблен по собственному желанию» не только рассказывает историю необычного эксперимента, но и отражает популярность методов психологической самопомощи в советском обществе 80-х годов. В то время аутотренингом и самовнушением не интересовался только ленивый.
Фильм получил признание не только на родине, но и за рубежом. «Влюблен по собственному желанию» показали на Берлинском международном кинофестивале. А Евгения Глушенко получила «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль.
«Родня»
Фильм «Родня» — это настоящая жемчужина советского кинематографа 80-х годов, которую стоит посмотреть каждому. В центре сюжета — Мария Васильевна, простая и добрая женщина из деревни, которая приезжает навестить свою дочь Нину и внучку Иришку в областной центр. Но приезд бабушки приводит к настоящему хаосу в доме.
Нонна Мордюкова великолепно сыграла роль Марии Васильевны, которая привыкла говорить правду в глаза и не терпит лжи и лицемерия. Ее персонаж вызывает смех и одновременно глубокие чувства у зрителей. Каждая ее сцена наполнена искренностью и человечностью.
Конфликты между героями, искренние разговоры и нелепые ситуации делают картину увлекательной и захватывающей. Постепенно зритель погружается в атмосферу семейных отношений, искренности и любви.
«Родня» — это не просто фильм, это настоящая история о семейных ценностях, любви и принятии друг друга такими, какие мы есть. Он заставляет задуматься о наших отношениях с близкими, о том, как важно быть искренними и открытыми друг к другу.
«Полеты во сне и наяву»
Картина описывает три дня из жизни архитектора Сергея Макарова, испытывающего кризис среднего возраста и переосмысление своей жизни на пороге 40-летия.
Главный герой, исполненный талантливым Олегом Янковским, осознает, что его жизнь не так уж счастлива, как ему казалось раньше. Ни работа, ни семья, ни увлечение молодой красавицей, ни друзья не приносят ему истинного счастья. В поисках ответов на вопросы о смысле жизни он сталкивается с собственными сомнениями и терзаниями.
«Полеты во сне и наяву» — это не просто фильм, а манифест поколения людей 70-80-х годов, их мечты, разочарования и поиск истинного счастья. По словам режиссера Романа Балаяна, эта кинолента про дерево, которое стоит в воде, но при этом погибает от жажды.
Несмотря на то, что фильм был запрещен к прокату после первых просмотров из-за отсутствия положительного социального героя, он стал одним из культовых произведений советского кинематографа.
«Забытая мелодия для флейты»
«Забытая мелодия для флейты» — это культовый советский фильм 80-х годов, который остается актуальным и сегодня.
Этот фильм рассказывает о жизни Леонида Семёновича Филимонова, чиновника, который попадает в медпункт и знакомится там с медсестрой Лидой. Их роман ставит под угрозу карьеру Филимонова, который должен выбрать между верностью идеалам коммунизма или следовать своим чувствам.
В основе сюжета лежит пьеса «Аморальная история», написанная Эдуардом Рязановым и Эмилем Брагинским. Фильм стал возможным только после начала перестройки, когда авторам удалось реализовать свою задумку полностью.
«Забытая мелодия для флейты» — это не просто история любви и выбора между карьерой и чувствами. Это фильм, который заставляет задуматься о ценностях, о том, что по-настоящему важно в жизни, и о том, что значит быть верным себе.