Спад в творчестве Гайдая начался после того, как он перестал снимать Никулина. Это случайность или закономерность?

Любители советского кино знают, что до начала семидесятых годов одним из любимых актёров Леонида Гайдая был Юрий Никулин. Он был в составе легендарной троицы в первых короткометражках 1961 года, с которых начался успех режиссёра.

И, как многие специалисты считают, после знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года, в которой Никулин отказался о главной роли, качество фильмов Леонида Гайдая постепенно начало снижаться.

Гайдай и Никулин сразу после первого знакомства стали настоящими друзьями. Оба фронтовики, оба с необыкновенным чувством юмора. Да и их супруги тоже сразу же стали хорошими подругами.

Они дружили семьями, и бывало, что в отпуска выезжали все вместе. Оба были любителями шуток и розыгрышей, поэтому их совместный отдых всегда проходил весело и душевно.

Но в 1972 году между друзьями пробежала чёрная кошка. Когда сценарий «Ивана Васильевича…» уже был утверждён, Никулин вдруг отказался от съёмок в этой картине. И это стало неприятным событием для Гайдая, которое разрушило его планы. Между ними произошёл крупный разговор, и режиссёр назвал актёра предателем. После этого старые друзья разошлись на многие годы.

Позже сценарист картины Владлен Бахнов рассказывал, что во время работы над сценарием «Ивана Васильевича…» он уже знал, что пишет главную роль именно для Никулина. Так решил Леонид Иович с самого начала. Знал об этом и сам Никулин. И по началу никаких беспокойств с его стороны не было. Но когда началось утверждение актёров на роли, Никулин неожиданно отказался.

Существуют две версии его отказа. Говорят, что Никулин вдруг решил, что такой фильм, в котором, в отличие от предыдущих картин Гайдая, было слишком много сатиры, вообще не выпустят на экран. А тратить силы и время на сомнительный проект он не хотел.

По другой версии, которая считается официальной, Никулина не отпустили из цирка, так как на время съёмок он должен был выехать вместе с труппой на большие зарубежные гастроли. Хотя среди знающих людей эта версия вызывала сомнения.

Дело в том, что у Никулина в цирке был полноценный клоун-сменщик, с которым он и так выступал в представлениях через день. В сольных номерах с Шуйдиным у Юрия Владимировича также был дублёр. Именно они всегда заменяли Никулина, когда тот на длительные периоды выезжал на киносъёмки или уходил в отпуск.

Это не значит, что Никулина не ценили в цирке. Но это значит, что он не был незаменимым.

К тому же известно, что директор цирка Леонид Викторович Асанов всегда отпускал Юрия Владимировича на съёмки и даже приветствовал его участие в фильмах.

После звёздной популярности Никулина в кино, во время гастролей по стране публика толпами валила на цирковые представления, чтобы посмотреть на живого Балбеса. А это ведь дополнительная реклама и немалые цирковые сборы.

Поэтому версия о том, что Никулина не отпустило цирковое руководство, выглядела не очень убедительной. Похоже, что это понимал и Гайдай. Отсюда и обида на друга, и обвинения в предательстве.

После «Ивана Васильевича…» Гайдай снял свою очередную комедию «Не может быть!». В этот фильм он уже сам не позвал Никулина, хотя поговаривали, что планировал его на роль отца невесты в последней новелле (сыграл Вицин).

Не стал звать Никулина он и в свои следующие картины: «За спичками», «Спортлото 82», «Опасно для жизни» и др.

В целом это были хорошие, добротные фильмы. Но всем было очевидно, что они уже не дотягивали до предыдущих шедевров режиссёра.

Никулин был непросто ведущим актёром в комедиях Гайдая. Они вместе обсуждали эпизоды, строили мизансцены, оценивали декорации и костюмы. Гайдай всегда очень дорожил мнением Никулина, ценил его за прямолинейный юмор, который был без затей и полунамёков. Сцены в фильмах, которые строил сам Никулин, были всегда простыми, смешными и неизменно имели успех у зрителей.

У Юрия Владимировича было чутьё на то, чтобы не скатиться от простого и понятного всем юмора в его примитивность. Позже этой тонкой грани Гайдаю очень не хватало.

Например, свой последний фильм «На Дерибасовской …» режиссёр намеренно снимал в стиле «Бриллиантовой руки», как немного гротесковую комедию с элементами абсурда.

Но, к сожалению, получилось то, что получилось. И, возможно, ему не хватило именно чуйки Никулина, чтобы не свалиться в примитивность и похабность, которые, к сожалению, были в этой последней комедии Гайдая.

Конечно, очень обидно, что два настоящих мастера разошлись в своём творчестве так рано. Известно, что они не стали врагами и потом поддерживали нормальные добрые отношения, но закадычная дружба вместе с уникальным творческим союзом закончилась в том далёком 1972 году.

Я не настаиваю на том, что именно отсутствие Никулина в последующих картинах Гайдая сыграло решающую роль в том, что они получались по ниспадающей линии успеха. Но и такое совпадение не считаю случайным.

Оцените статью
Спад в творчестве Гайдая начался после того, как он перестал снимать Никулина. Это случайность или закономерность?
Совет от Далай Ламы тем женщинам, кому стало трудно и тяжело жить