Спортивная драма, показавшая, чего на самом деле стоят рекорды

Виктор Садовский — едва ли не единственный советский режиссёр, специализировавшийся на спортивном кино. Уже первым фильмом «Удар! Ещё удар!» (1968) он задал себе направление —

исследование психологии спортсменов, подноготной спорта, обратной стороны триумфов.

Третья работа Садовского был посвящена плаванию, виду, не так уж часто освещаемому в кино. А главной героиней картины «Всё решает мгновение» (1979) стала 15-летняя пловчиха, которая не справилась с психологической нагрузкой и отчасти подвела команду на международном турнире.

В центре внимания сценаристов Валентина Ежова и Анатолия Салуцкого (к ним присоединился и сам Виктор Садовский, всегда принимавший участие в написании сценариев для собственных лент) оказалась пловчиха-самородок Надя Привалова.

15-летняя девушка живёт в небольшом городке Приморске, тренируется с тренером Виктором Васильевичем Варенцовым и обожает плавать с любимцем — дельфином Фрегатом.

Родители Нади геологи, работают на севере, поэтому сейчас Надю опекает дедушка, и он не очень любит, когда внучка куда-то уезжает. Поэтому на региональные соревнования Надя фактически сбегает с Варенцовым, убеждающим её, что это всего один день. Но там происходит судьбоносная встреча: Надю замечает тренер советской сборной, она же бывший тренер Варенцова, Елена Павловна Рыжова и тут же предлагает одарённой спортсменке ехать в Сочи на первенство Краснодарского края по плаванию. А оттуда рукой подать до Ленинграда, где базируется сборная.

Другие спортсмены встречают Надю неласково: они годами тренировались, борясь за место в команде, а Наде просто повезло в одночасье попасть в состав сборной.

Главная конкурента Приваловой — опытная пловчиха Зоя Круглова, и поначалу девушки не ладят, но потом становятся настоящими подругами. В финале сборная выезжает на крупные соревнования, где в эстафете должна выступить Надя.

Однако за несколько минут до старта девушка впадает в истерику из-за неуверенности в собственных силах и буквально умоляет вступить Зою, хотя та только что проплыла свою дистанцию.

И именно Зоя оказывается той, кто спасает положение, самым волевым членом команды, не умеющим проигрывать. Именно Зоя, а не Надя, на которую возлагали столько надеж, приводит команду к победе.

Роль Нади Приваловой получила юная актриса Галина Беляева. На съёмочную площадку к Виктору Садовскому она попала, только отснявшись в драме, которая принесёт ей, дебютантке, колоссальную известность, — «Мой лаковый и нежный зверь» (1978). Занятно, что Галина, которой предложили сыграть пловчиху, не умела плавать и училась прямо на съёмках. Сама актриса так описала героиню:

«Моя Надя Привалова — это очень интересная и трудная для меня роль. Но фильм не только о том, как достигаются рекорды на водных дорожках. Спортивным страстям сопутствуют страсти человеческие, и в стремлении исследовать возникающие в большом спорте нравственные конфликты видится мне главная ценность будущей картины».

Зою Круглову сыграла начинающая актриса Ольга Агеева. И у Ольги Агеевой, и у Галины Беляевой на съёмках были дублёрши, но во многих сценах девушки снимались сами, не давая себе пощады, поэтому в кадре иногда настоящие эмоции, восторги и разочарования, которые в реальности испытывали актрисы после тренировок. Кстати,

консультантом на картине был Сергей Вайцеховский, знаменитый тренер, подготовивший массу чемпионов, в том числе олимпийских.

В роли молодого первого тренера Варенцова, в которого Надя тайно влюблена, хоть он, по её словам старый (ему аж 24 года!), — Александр Абдулов, Елена Павловна Рыжова — это Наталья Фатеева, которая сама много лет увлекалась любительским плаванием.

Дедушку Нади играет Анатолий Папанов.

В других ролях Борис Зайденберг, Борис Коковкин, Пётр Шелохонов. В небольшой роли пловчихи — молодая актриса Елена Аржаник, которая в восьмидесятые прославится провокационным образом в «Городе Зеро» (1988).

В небольших эпизодах — грузинский актёр Ножери Чонишвили (кто сегодня не знает его сына Сергея?) и спортивный комментатор Николай Озеров, который вообще был постоянным актёром Виктора Садовского. В ролях парней-пловцов, которые борются за внимание Нади, Андрей Данилов и Алексей Васильев.

Отдельно пару слов надо сказать о немного странном администраторе сборной Мартынове, в роли которого Александр Демьяненко.

Администратор регулярно предлагает спортсменам какие-то альтернативные методы подготовки вроде упражнений из йоги и настойки золотого корня, и это настораживает.

Правда, в итоге, тестируя одно из своих средств в бане, Мартынов попадает в курьёзную ситуацию, вследствие чего зрители несколько минут наблюдают Александра Демьяненко на экране в весьма пикантном виде.

В прокат спортивная драма «Всё решает мгновение» вышла посреди лета 1979 года. Интерес к спорту тогды был на пике — страна вовсе готовилась к Олимпиаде-80. Привлекло зрителей в кинотеатры и имя Галины Беляевой, новой любимицы аудитории, на афише, а также её именитых коллег. Нельзя назвать эту ленту самой успешной в фильмографии Виктора Садовского, но результат в прокате она показала хороший, пусть и не войдя в список лучших фильмов года. «Спутник кинозрителя» был оптимистичен, представляя ленту:

«У фильмов Виктора Садовского, столь верного спортивной тематике, счастливая судьбы: они нравятся спортсменам, их тепло принимает публика. И здесь дело не только в самом спорте, в нашей к нему любви: режиссёр любит и знает этот мир, он заражает нас своей увлечённостью, своей верой в то, что спорт сегодня — это часть большой жизни».

А в вашей жизни был большой спорт? Или вы ограничились любительским? Или, может быть, вообще далеки от спорта и физкультуры (если что, я никого не осуждаю)?

Оцените статью
Спортивная драма, показавшая, чего на самом деле стоят рекорды
Тетралогия о резиденте: почему интересно смотреть только первые два фильм «Ошибка резидента» и «Судьба резидента»