Спортивный фильм, в котором брат и сестра сыграли сына и мать

Когда начинающий актёр Анатолий Матешко начал появляться в кино, его фамилия многим казалась знакомой. И немудрено: старшая сестра Анатолия Ольга Матешко была уже известной актрисой.

В каком-то смысле Ольга стала для младшего брата путеводной звездой: Анатолий рассказывал, что в детстве именно она занималась с ним больше всего, а потом, когда Ольга поступила во ВГИК и познакомила Анатолия с закулисьем кино, он тоже твёрдо решил стать актёром.

Вдвоём Матешко почти не снимались. В первый раз они оказались на экране вместе в легендарной военной драме «В бой идут одни „старики“» (1973), когда Анатолий был ещё студентом (в картине он сыграл крошечный эпизод). А во второй раз — в картине «Сын чемпиона» (1979), где

Ольге пришлось превратиться в экранную мать Анатолия. Кстати, разница в возрасте у актёров всего шесть лет.

Сценарий для фильма написал Николай Леонов. Мелодраматический сюжет со спортивным уклоном был для него нехарактерен, Леонов — автор замечательных детективов, многие из которых успешно экранизированы. Сценарий «Сын чемпиона» сложно отнести к выдающимся:

в нём есть непонятные провалы и недоработки, хотя сама идея интересна и поучительна.

Сюжет рассказывает о молодых горнолыжниках, которые приехали в Чегет на отборочные соревнования. Победа принесёт спортсменам попадание в сборную СССР и поездку на Кубок мира в Альпы, поэтому соперники стараются вовсю.

Приезжает в Чегет и главный тренер Клейменов, авторитетный и влиятельный, знающий своё дело бывший горнолыжник, которого коллеги уважают, несмотря на то, что с Клейменовым порой сложно сотрудничать.

Клейменов привозит на соревнования и своего сына Шурика, когда-то перспективного горнолыжника, а сейчас — парня без определённых занятий, который не может определиться в жизни.

Шурика кто-то ещё помнит как способного горнолыжника, но в основном к нему относятся как к типичному мажору, чей главный выигрыш в жизни — именитый отец. Да и сам Шурик не скрывает, что спорт с его бесконечными тренировками его не интересует, а горные лыжи, по его мнению, — это вообще не мужское занятие.

Но какой-то момент ему всё же придётся вспомнить спортивные навыки, чтобы поддержать отца и доказать его правоту.

Сценарий утвердили на Одесской киностудии, режиссёром стал Альберт Осипов. Осипов — это ещё один пример режиссёра, который пришёл в профессию, поработав оператором. Впервые Осипов сел в режиссёрское кресло, работая над детским, но тоже спортивным фильмом «„Тигры“ на льду» (1971).

«Сын чемпиона» стал его второй попыткой реализоваться в качестве режиссёра. Забегая вперёд, скажу, что картину встретили без восторгов.

Возможно, поэтому Альберт Осипов больше фильмов как режиссёр не снимал, но остался оператором-профессионалом.

Роль Шурика получил Анатолий Матешко. К этому времени он уже окончил институт, став дипломированным артистом, сыграл несколько ролей и уже был знаком аудитории. Любопытно, что через пару лет Анатолию снова предложат роль спортсмена, на этот раз бегуна — в ленте «Быстрее собственной тени» (1981).

Похожее амплуа закрепилось и за молодой актрисой Татьяной Васильевой (уже совсем скоро — Ташковой). Татьяна с детства занималась лёгкой атлетикой и баскетболом, у окружающих даже не было сомнений, что девушка свяжет жизнь со спортом.

Но Татьяна вдруг решила стать актрисой и с первой же попытки поступила в Щукинское училище. Но спортивное прошлое ей здорово помогало в кинокарьере.

В «Сыне чемпиона» она играла лидера украинской сборной Татьяну Бережную, и в процессе подготовки к съёмкам актриса усердно тренировалась для роли с лучшими горнолыжниками.

Позже Татьяна освоила беговые лыжи, а во время съёмок картины «Путь к медалям» (1981) о волейболе даже приняла участие в реальном волейбольном матче СССР-Япония.

Клейменова-старшего сыграл Станислав Коренев, одного из тренеров — Роман Хомятов. В других ролях — Анатолий Мовчан, Юрий Дедович, Александр Январёв, Герман Качин.

Отдельно надо сказать пару слов о ещё одном герою — юном горнолыжнике Лёне Белохвостикове, для которого, несмотря на неудачное начало на старте, чемпионат стал победным. На эту роль утвердили Виктора Перевалова.

С одной стороны, герой выглядел убедительно (если говорить о характере). С другой — абсолютно недостоверно. Виктору было уже 30, а речь в фильме идёт о юношеских соревнованиях.

Бесспорно, Виктор Перевалов до зрелых лет сохранил детские черты лица, но в кадре его возраст буквально бросается в глаза.

Вопросов к игре актёра практически нет, но на фоне более молодых и молодо выглядящих Анатолия Матешко и Татьяны Васильевой Перевалов смотрелся сильно взрослым, на 20-22-летним юношу он никак не тянул. Непонятно, чем руководствовался при выборе исполнителя режиссёр.

В части съёмок соревнований и окружающей природы фильм смотрится замечательно. Не исключено, что тут дело в особом операторском взгляде режиссёра Альберта Осипова, который со знанием дела подошел и к выбору натуры, и к расстановке кадров. Кстати,

консультировал создателей «Сына чемпиона» Леонид Тягачёв, тогда главный тренер горнолыжной сборной СССР, а позже — видный советский и российский спортивный чиновник.

Фильм «Сын чемпиона» вышел в феврале 1979 года. Вряд ли его можно назвать большой удачей:

с самого начала судьба ленты не задалась. У зрителей она энтузиазма не вызвала, критики сошлись во мнении, что фильм далёк от совершенства.

Оцените статью
Спортивный фильм, в котором брат и сестра сыграли сына и мать
Почему шедевр павильонного кино «Здравствуйте, я ваша тётя!» снимали по ночам и с одного дубля