По словам Карена Георгиевича, герои фильма и обстановка, в которой происходит действие фильма, вполне реалистичны, а сама фантасмагория родилась из того, как все это сочетается вместе. Это манипуляция сознанием и отчаянная попытка этой манипуляции противостоять.
Итак, сюжет фильма «Город Зеро» таков: столичный инженер Алексей Варакин в исполнении Леонида Филатова прибывает на поезде в провинциальный город по рабочим делам. Местный завод поставляет в Москву на предприятие важную запчасть, и теперь нужно изменить технологию ее производства.
Постепенно события, происходящие в городе, превращаются в абсурд. Это пугает и отталкивает Варакина, который ищет объяснение словам и событиям, но не может встроиться в логику событий.
Сценарий к «Городу Зеро» написали Карен Шахназаров и Александр Бородянский. Вместе до этого они работали над фильмами «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» и «Курьер». Сначала авторы написали ключевую сцену в краеведческом музее, а потом додумали все остальное.
В Госкино сценарий оценили, как сложный к постановке, но все-таки утвердили. На главную роль Шахназаров пригласил Леонида Филатова, и остался доволен работой с этим интеллигентным и талантливым человеком.
Также в фильме снялась целая плеяда звезд театра и кино – Армен Джигарханян, Владимир Меньшов, Олег Басилашвили, Юрий Шерстнев, Евгений Евстигнеев, Петр Щербаков и Алексей Жарков.Самая сложная сцена в краеведческом музее потребовала много сил и затрат.
В эпизоде снялись 159 актеров, которые играли исторических персонажей. Получилось, что все экспонаты музея – это живые люди из разных эпох. Это заметно в кадре. Для съемок потребовались дополнительные гримеры.
Съемки начались в мае 1988 года. Сначала снимали в Грязовце под Вологдой, но там выпал снег, поэтому часть съемок перенесли на август. Остальные сцены сняты в Коломне и павильонах «Мосфильма».
Презентовали киноленту «Город Зеро» в октябре 1989 года. Премьера стала большим событием – о фильме спорили, его хвалили и ругали. Политологи заявили, что в фильме говорится о пагубности разрушения общественных устоев, а также о вреде манипуляции общественным сознанием.
Фильм получил награды нескольких международных кинофестивалей, а также представлен в Каннах и номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».