«Старики-разбойники» и драма ненужности

Кинолента Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1972) значится, как трагикомедия. И это правда – фильм остроумен, смешон и столь же грустен. Это разговор о драме ненужности, которую испытывает следователь Николай Сергеевич Мячиков (Юрий Никулин), более всего не желающий идти на пенсию.

Его друг — инженер Валентин Петрович Воробьёв (Евгений Евстигнеев) тоже не видит себя в качестве пенсионера, и потому решает остаться в строю. Особливо наслушавшись хвалебных речей на проводах. И те проводы не состоялись! И тогда Воробьёв решает помочь своему товарищу доказать миру свою состоятельность.

Это была особенность многих советских людей – буквально жить на службе, на производстве. Не мыслить себя вне социума. Человек, отправленный на отдых по возрасту мог чувствовать себя …обиженным и больным, а потому пенсионеры частенько оставались на работе.

Поговорка об актёрах «умереть на сцене» касалась и представителей других профессий. У меня был дедушка такой – он так долго трудился в Мосэнерго… Не все мужчины столько живут, сколько был его стаж. Зачем всё это? Воспринимать себя частью коллектива и – процесса.

Но вернёмся к нашим героям. Итак, Воробьёва оставили на должности, тогда как Мячикова упорно выжимает начальство в лице прокурора Федяева (Георгий Бурков с присказкой «бандитская пуля»). Это, пожалуй, единственный случай в тогдашнем кино, когда бы высмеивался работник прокуратуры.

Больше того, Федяев показан, как беспринципный и равнодушный функционер, коему важно пристроить «блатного» человечка – Проскудина (Андрей Миронов). Этот персонаж вообще не имеет юридического образования и для него расследование преступлений – временное пристанище.

И тогда… Воробьёв подговаривает Мячикова совершить, а потом …раскрыть какое-нибудь громкое, до нельзя дерзкое преступление. Следует отметить, что начало фильма, с ограблением музея выглядит интереснее, чем вторая часть – с инкассатором Аней.

Картина Рембрандта – «Портрет молодого холостяка» реальна; экспонируется в Эрмитаже. В 1970-х это вообще была одна из любимых тем – кража какого-нибудь шедевра с целью переправки его за границу, поэтому тема Рембрандта оказалась очень кстати.

Вся эта эпопея с молодым человеком в кружевном воротнике эпохи барокко показывала, что бесценную вещь легко умыкнуть именно потому, что никому не приходит в голову это сделать у всех на глазах. Взяли и унесли. Никто не спросил у Мячикова и Воробьёва удостоверения.

Понятно, что в реальности это бы не удалось провернуть, но мысль интересная – проще всего сцапать то, что «нельзя» украсть по определению. Любовная история с инкассатором Аней (Ольга Аросева) тут смотрится довольно скучно и как бы продолжает линию водительницы Любы из «Берегись автомобиля» (1966).

Однако можно сказать, что начало фильма комическое, а финал – трогательно-лирический. Интересные детали! Стариков-пенсионеров сыграли не такие уж деды – Никулину было 49-50, а Евстигнееву – 45-46 на момент съёмок. Их состарили при помощи грима.

Сделано затем, чтобы показать вполне бодрых, бегающих и лазающих мужчин 60 лет. Фильм снимали во Львове, который был тогда нашим городом, хотя, пару сцен досняли в Москве. Для чего был нужен именно Львов не неизвестно. В кинокартине отсутствуют привязки к конкретной местности и обыгрывание львовских достопримечательностей.

Того музея, который вознамеривались грабить Мячиков с Воробьёвым, в природе не существует – так, лестница была взята на журфаке МГУ, а конные статуи ренессансных кондотьеров (точнее – копии статуй), преследовавшие Мячикова в его «грёзах», находятся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Почему этот фильм разбирают довольно редко? Потому что он — с горчинкой. Он показывает колоссальных страх перед старостью, как временем безвременья. Привычка жить в рабочем ритме, неумение и нежелание бездельничать — вот, что отличало те поколения. Без них ничто не стояло бы, не вертелось и не двигалось.

Оцените статью
«Старики-разбойники» и драма ненужности
Веселимся в предверии выходных: свежие шуточки и анекдоты