«Легче целой армией управлять, чем труппой актёров»,
— так утверждал в фильме князь, владеющий театром из крепостных. Среди артистов, принадлежавших ему была талантливая красавица, симпатий которой он жаждал добиться, но так и не сумел. Картина «Сорока-воровка» вышла в 1959 году, уже больше 60 лет назад, а рассказывает она о временах ещё более отдалённых — о девятнадцатом веке.
Режиссёр Наум Трахтенберг, поставивший фильм, в кино пришёл за десять лет до войны как автор кинохроники. В войну он не раз бывал вблизи фронта, снимал военные зарисовки, был военным корреспондентом. В мирное время он понемногу стал обращать внимание и в сторону кинематографа художественного, но
лишь в 1958 году, уже приближаясь к собственному полувековому юбилею, приступил к съёмкам первой полнометражной ленты — экранизации повести русского писателя и политика Александра Герцена «Сорока-воровка».
Сценарий написал Николай Коварский, и позже Наум Трахтенберг снова будет с ним сотрудничать, и снова это будет обращение к классической прозе — в 1966 году Трахтерберг по сценарию Коварсокго поставил драму «Выстрел» по повести А. С. Пушкина.
Любопытно, что название повести, а потом и фильму дало название французской пьесы, в которой играет главная героиня — крепостная актриса Анна, которую все зовут Анетой по имени той самой героини. Анета, очень красивая и действительно одарённая девушка, прежде служила другого хозяину.
Тот любил своих актёров, а Анну ценил особо за её талант. Он возил её в Европу, и крепостной актрисе удалось побывать даже в Италии и Франции!
На родине Анету приметил один из знакомых владельца князь Скалинский и просил продать Анету, но получил отказ. Мало того, стало известно, что по завещанию старого хозяина после его смерти все актёры, включая Анету, получат вольные. Но, увы, этому не суждено было сбыться: дело обстряпали так, что труппа перешла к Скалинскому, а наследник хозяина получил вознаграждение.
Теперь Анета оказалась в полном подчинении Скалинского и он уже стал открыто ей предлагать стать его любовницей. И только предлагать, но и действовать.
Анета в отместку решила ответить на чувства давно в неё влюблённого Степана, тоже крепостного актёра. Но в воле Скалинского было полностью распоряжаться судьбами крепостных, что он тут же и сделал. Последние события разворачивались на глазах новых участников труппы — свободных актёров Угрюмова и Щепина, недавно устроившихся к Скалинскому. Щепин оказался единственным, кому доверилась Анета, но и он не смог предотвратить трагический финал.
В главных ролях в фильме появились театральные актёры старой школы, которые сегодня считаются корифеями театра. В роли любвеобильного и мстительного Скалинского — Владимир Покровский, несколько десятилетий выходивший на сцену Театра Вахтангова. Доброго и сострадательного Щепина сыграл Николай Афанасьев, более 50 лет прослуживший в Малом театре.
Роль пылкого Степана получил Виктор Коршунов, ещё одна знаменитость Малого театра и выдающийся педагог, воспитавший несколько поколений актёров.
Кстати, сын Виктора Коршунова Александр тоже стал актёром и потом тоже занялся педагогической деятельностью. В роли немного эксцентричного актёра Угрюмова, жизнерадостный характер которого полностью противоположен фамилии, — Анатолий Кубацкий. Актёр позже запомнился как создатель колоритных сказочных образов в прекрасных фильмах Александра Роу.
Анатолия Кубацкого вполне можно называть ровесником 20 века: он родился в 1908 году, ещё в Российской империи, и ушёл из жизни в 2001 (!) году уже в новой России и пережил со страной и самые тяжёлые, и самые счастливые годы.
Но центральной фигурой в фильме, главной актрисой, на которую делалась ставка, и фактически единственной женщиной в сюжете, вокруг которой всё и вертится, была исполнительница роли Анеты — 25-летняя Зинаида Кириенко, только что окончившая ВГИК.
Для зрителей актрису открыл её педагог — режиссёр Сергей Герасимов, давший перспективной ученице роль в эпопее «Тихий Дон», и дебют моментально вывел Зинаиду Кириенко в число популярнейших молодых советских актрис.
Кстати, в «Сороке-воровке» Зинаида Кириенко выступила в редкой для себя исторической роли, позднее ей предлагали роли женщин 20 века. А поскольку у Наума Трахтенберга она предстала в образе актрисы, то в кадре ей не раз пришлось сменить образы и костюмы. Так что можно увидеть её такой
и такой
и даже такой
Зрители увидели фильм «Сорока-воровка» весной 1959 года, и это была третья большая роль Зинаиды Кириенко. В целом его приняли тепло, критики были настроены благожелательно к протеже Сергея Герасимова, хоть и отмечали, что молодой артистке роль не удалась на сто процентов. В очерке, опубликованном в журнале «Советский экран», утверждалось:
«Кириенко актёрски выразительна и играет очень добросовестно, эмоционально, но всё же не подымается до большого обобщения трагической судьбы русской крепостной женщины».
Тем не менее, лента получилась. Несмотря на чёрно-белую плёнку, смотрится она красиво. Свою роль сыграли и костюмы, и декорации, и натура, ведь снимали «Сороку-воровку» в подмосковной усадьбе Архангельское.
В картине есть явный налёт театральности, и в том, как актёры двигаются, и особенно в том, как говорят.
И это скорее плюс, потому что такую сочную и чёткую речь сегодня на тв и в кино услышать удаётся намного реже, чем раньше. В общем, «Сорока-воровка» — это кино про театр и смотрится во многом как добротная классическая театральная постановка. И это отрадно. Но, конечно, диалоги о купле-продаже людей (вот это самое «продайте мне эту актрису», «продайте меня», «ты — бесправная крепостная девка» и пр.) сейчас выглядят сущей дикостью и даже неприятно это слышать.
Фильм, однако, хорош и редок, мало кто его помнит, поэтому посмотреть рекомендую.
А какие роли Зинаиды Кириенко запомнились вам?