«Старший сын» — недооценённый советский фильм с Караченцовым, Леоновым и Боярским

Много ли вы помните фильмов, где актёрский состав насчитывал бы всего восемь человек? Редкий пример — картина «Старший сын», который в 1975 году снял на «Ленфильме» режиссёр Виталий Мельников по пьесе Александра Вампилова.

Актёрский состав — блистательный: совсем молодые Крючкова, Караченцов, Боярский и Владимир Изотов, а ещё — легендарный Леонов.

Этот фильм я недавно посмотрела на канале «Культура»: 2 часа прошли не зря. Фото: кадр фильма «Старший сын»

Но как же удивительно они в таком «скромном» составе держат зрителя на протяжении 132 минут…

И почему-то наше телевидение показывает «Старшего сына» совсем редко.

Представьте: холодный осенний городок. Совсем мрачный. С обшарпанными домами и пустыми детскими площадками. Возникает какое-то ощущение безнадёжности.

В этом городке живут Сарафанов (Евгений Леонов) и его дети: Нина (Наталья Егорова) и Вася (Владимир Егоров). Ютятся в небольшой квартирке. Матери нет: она давно живёт своей жизнью.

Сарафанов — добродушный музыкант, который не стал великим. Играет на своём кларнете, где придётся. Да ещё и дома всё сложно: дочь Нина выходит замуж и вот-вот уедет на другой конец страны.

Сын Вася занят делами сердечными. Они спорят: кто должен остаться с отцом и заботиться о нём? Всё чаще у Сарафанова возникает чувство, что он никому не нужен.

Рядом проживает соседка: Наташа, роль которой досталась Светлане Крючковой. Девушка лет 27, которая разочаровалась в мужчинах. Да и не надеется уже в этом захолустье устроить личную жизнь.

В Наташу влюблён Вася. Но есть проблема: паренёк на 10 лет моложе красавицы, да и надоел ей порядком своей настойчивостью.

И вот в это захолустье приезжают два балагура: Владимир (Караченцов) и Семён (Боярский). Они увязались провожать случайных девушек и опоздали на электричку.

Володя не нашёл ничего лучше, как постучаться в первую попавшуюся дверь. Это оказался дом Сарафановых. Володя солгал, сказав, что он — сын Сарафанова.

Добряк-кларнетист охотно верит в это, ведь ещё до женитьбы на маме своих детей у него был роман. Володя ему подыгрывает. Только бы остаться на ночлег, а утром можно тихонечко уехать.

Но не получается: парень то кидается поддержать влюблённого в соседку сына Сарафанова, то самого Сарафанова, которого не ценят собственные дети. Да ещё и в Нину влюбился, а та ведь ему теперь «сестра».

Фильм держится на монологах. Почти всё действие происходит в стенах квартиры Сарафанова или во дворе. Владимир уже готов раскрыть свой секрет, что никакой он не сын.

Но ему жалко Сарафанова, который только что обрёл «потерянного» ребёнка и видит в его лице поддержку.

А когда Володя понимает, что полюбил Нину, он делает признание: пошутил! Не сын он. Шутка зашла слишком далеко. На что Сарафанов кричит в ответ:

«Я тебе не верю! Ты мой сын!»

Вот он — момент, когда ты говоришь чистую правду, а тебе не верят. Потому что правда куда больнее лжи.

Постепенно раскрываются человеческие качества Володи, который вырос без отца и теперь не может вот так просто бросить новоявленного папу.

Чужой человек помогает неуверенному в себе Сарафанову обрести уверенность и счастье, Нине — избежать ошибки, повзрослеть на глазах у зрителя и понять, что своего жениха (авиационного радиоинженера) она не любит: просто хотела вырваться из серого городка.

Герой Евгения Леонова настолько чист, что его любви хватает на всех. И только в конце его дети начинают ценить отцовскую заботу.

В этом фильме соединилось всё: и драма, и закрученный сюжет, и светлая грусть, и даже немного комедии.

Жаль только, что наше телевидение совсем редко показывает «Старшего сына», и я считаю, что это не до конца оценённый фильм.

Оцените статью
«Старший сын» — недооценённый советский фильм с Караченцовым, Леоновым и Боярским
Кто мог сыграть главные роли в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»