«Старший сын» — почему Васенька бегал за Наташей?

Драма Виталия Мельникова «Старший сын» (1975) – одна из лучших кинокартин 1970-х годов. Многослойная и неоднозначная вещь, где отсутствует чёткость формулировок и прямолинейность морали.

Кроме того, прямолинейность в пьесе Александра Вампилова трактуется, как убогость мысли и неприятное, тупое чудачество (я имею в виду положительный / отрицательный образ Кудимова, жениха Нины Сарафановой).

Но сегодня мы поговорим о Васеньке. Ему пятнадцать лет (в одной из сцен врёт, что семнадцать, но да, именно врёт). Он влюблён в секретаря судебных заседаний – Наташу Макарскую, зрелую, а по меркам тех времён, даже слегка перезрелую девушку.

Она хочет замуж, но говорит, что ни в коем случае не желает, ибо насмотрелась на разводы в своём суде. Конечно, Макарской нужен мужчина, а не мальчик-паж с жадными очами. С малолетками ей скучно — говорить-то не о чем!

Остальное… вообще мимо, да и нельзя. У неё здравое понимание любовных отношений, а норма — когда они (те отношения) развиваются у девушки либо со сверстником, либо — с мужчиной на несколько лет старше.

Но бытие городка — скучное и сероватое, а труд, если облагораживает, то несильно. Каждый день фиксировать гнусные явления! К ней пылает страстями лишь этот Васенька, балованный папин сын, которому потакают во всём, так как рос без матери. Детонька!

Он пытается изображать настоящего, взрослого и бывалого парня, но …правильно ему говорит Наташа: у нас разные идеалы. У тебя должны быть юные девочки. Это правильно, детка! А то, что ты вытворяешь — нонсенс.

Васенька тот жутко бесит не только Наташу, но и зрителей – мало того, что лезет, надоедает, канючит, он ещё и устраивает пожар — кидает зажжённый коробок спичек в дом Натальи, когда она в кои-то веки привела домой кавалера.

В общем, пострадали штаны того ухажёра, а это — порча имущества. Можно и привлечь. В классической литературе, в том числе русской, описываются случаи, когда юноша влюблялся в какую-нибудь красавицу не гимназического возраста.

В Голливуде есть словцо милфa. Расшифровывать не буду. Но! Это бывает. Пубертат, он такой. Любовь к зрелым мадам всегда — путь в никуда. Но у Сарафанова-младшего не тот случай. Так почему Васенька избрал себе в качестве белль-фамм именно тётеньку?

Да, для пацана его лет всякая девица, которой стукнуло двадцать, а тем паче – двадцать пять – это тётя. Гормоны играют, а никого рядом нет? Героиня Светланы Крючковой источает манящий женский аромат – духи, лёгкие сигареты и теплое тело?

Вообще не в этом дело. Она воплощает совсем иное тепло – материнско-заботливое, обволакивающее. Не Stifler’s Mom, пардон, а мать, как данность. Если бы на эту роль взяли, ну, допустим, Ирину Купченко, вышло бы хуже. Тут нужна дама с формами.

У Васеньки не было мамы – он подсознательно тянется к заботливой женской руке. Помните, как Наташа его кормит, вручает яблоко и пришивает пуговку к рубашке? Делает то, чего он был, по сути, лишён.

Конечно, есть сестра Нина, которая… весьма жёстко общается с миром – не колюче, а именно жёстко. Без сантиментов. Ешьте, что дали, а рассуждать некогда. А тут – сдобная, красивая Наталья в домашнем халате.

Для парня, который не в состоянии объяснить себе ни-че-го это приобрело характер влюблённости. А ему просто холодно всю жизнь. Он, скорее всего, и женится на ком-то постарше, на женщине, девушке формата «мамочка».

У этого Васятки на лице написано: «Мама, я хочу домой», а дом, хоть и более-менее уютный и везде прибрано, а чего-то важного в нём нет. И это важное — мать семейства. Неслучайно и Нина так быстро хотела сбежать замуж и свить персонально-личное гнездо.

Оцените статью
«Старший сын» — почему Васенька бегал за Наташей?
Утро субботы на позитиве