Только ли современные режиссёры мечтают проехаться на славе шедевров? Нет. В СССР тоже снимали халтуру, якобы в продолжение легендарного сюжета. И тому пример «Старый знакомый» (1969), где авторы попытались рассказать историю товарища Огурцова из «Карнавальной ночи» (1956) в новых условиях…
Этот фильм настолько плох, что уже прекрасен. Как это случилось? Такое чувство, что эту ленту снимал …сам Огурцов, которому дали задание — снять весёлую комедию о современной жизни. А он, меж тем, мыслит категориями десятилетней давности.
Если бы эту кинокартину создали в 1959-1963 годах было бы неплохо, но к излёту 1960-х это смотрелось, как типичный анахронизм. Это чувствуется во всём – в шутках, песенках, самих ощущениях. Если вкратце: эта работа плоха, потому что она опоздала.
Да, тексты писали Борис Ласкин и Владимир Поляков, сценаристы «Карнавальной ночи», и они, по сути, перетащили настроение своей же новогодней истории в новые условия, но смыслы оказались старыми, как и …знакомый.
Это была уже другая молодёжь, которая даже разговаривала иначе… Итак, Серафим Иванович Огурцов (к слову, женатый на своей румяной секретарше в исполнении Тамары Носовой) направляется в некий наукоград, чтобы возглавить парк культуры и отдыха.
Транслируется, что за эти годы он сменил несколько мест работы, что по советским меркам было очень плохо — считалось, что человек не справляется и его перекидывают, либо и вовсе бытовала кличка «летун». Но самого парка культуры ещё нет – он в стадии проекта.
И вот Огурцов решает на месте красивой, первозданной природы, на лоне которой с удовольствием отдыхают учёные, устроить «окультуренное» пространство с павильонами «Пиво-Воды», шашлыками, плакатами и аттракционами.
То есть начинается уродование пространства. С этими новациями борются физики-лирики во главе с учёным Анохиным (Николай Рыбников) и местной художницей Наташей Кольцовой (Наталья Селезнёва). Эти прекрасные актёры здесь играют натужно и без энтузиазма.
Единственная классная пара – Мария Миронова в роли мадам из горисполкома и Владимир Этуш, примеривший образ постановщика массовых мероприятий – Эдуарда Самецкого. Короче, в этом фильме можно смотреть (без чувства, именуемого «испанский стыд») только линии чиновницы и того Самецкого с его «Днём водолаза».
Вот это написано и сыграно с огоньком. Ещё удачный момент – включение в сюжет показа мод – там показано реальное дефиле манекенщиц, и можно увидеть актуальный силуэт того времени. По итогам Огурцова выгоняют с должности, но он говорит: «Я, дорогие товарищи, ещё себя покажу!»
Дескать, Огурцовы непотопляемы. Да, сняли эту бодряческую (не путать с бодрой!) комедь Аркадий Кольцатый, прекрасный оператор и средний режиссёр и …сам Игорь Ильинский, ставивший великолепные спектакли – и всё классику, но в кинорежиссуре он оказался слаб.
Вообще, даже беглый взгляд позволяет убедиться, что фильм не из дешёвых — много звёзд, хорошие декорации, задействован уже упомянутый дом мод, знаковые сценаристы, великий Ильинский, но… никакого положительного итога. Так тоже бывает.